СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2012 года Дело N 33-2453/2012

21 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей Кущ Н.Г., Уваровой В.В.,

при секретаре Брыковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Ахмедова Ш. Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 17 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности от 02.04.2012, истца Ахмедова Ш.Д., представителя истца Проханову М.В., действующую на основании доверенности от 11.04.2012, судебная коллегия

установила:

Ахмедов Ш.Д. ( далее- истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области ( далее- ответчик, Управление, ГУ - УПФ РФ в г. Томск Томской области), просил суд обязать ответчика включить в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы: с 30.11.1997 по 26.02.2002, с 08.03.2002 по 01.02.2009, с 13.02.2009 по 11.04.2010, с 24.04.2010 по 14.12.2011 в должностях /__/, назначив трудовую пенсию по старости досрочно с 14.12.2011.

В обоснование требований в письменном заявлении, в пояснениях суду первой инстанции лично и в лице представителя Прохановой М.В. указал, что 14.12.2011 обратился к ответчику (в отдел ПФР Октябрьского района г. Томска ) с заявлением № 104425 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Решением ГУ - УПФ РФ в г. Томск Томской области от 03.02.2012 № 272 ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, засчитано в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью 14 лет 11 месяцев 21 день. При этом из специального трудового стажа в связи с лечебной деятельностью исключены 15 лет 3 дня и не зачтены периоды работы с 30.11.1997 по 26.02.2002, с 08.03.2002 по 01.02.2009, с 13.02.2009 по 11.04.2010, 24.04.2010 по 14.12.2011 в должностях /__/ суммарной продолжительностью 13 лет 11 месяцев 10 дней.

Ответчик посчитал, что он документально не подтвердил ведение им лечебной деятельности в учреждении и в должности, предусмотренных Списками, а согласно данным, отраженным на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, работодатель не квалифицирует периоды его работы с 25.12.1998 по 14.12.2011 как лечебную деятельность.

Однако в указанные периоды он занимался лечебной деятельностью, еженедельно выполнял сердечно-сосудистые операции различной сложности, консультирование больных.

Представитель ответчика Мамаев А.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истцу законно отказано во включении спорных периодов и назначении пенсии досрочно, поскольку им документально не было подтверждено ведение лечебной деятельности в учреждении и в должности, предусмотренной законодателем в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а по данным индивидуального лицевого счета истца эти периоды работы работодатель не квалифицирует как лечебную деятельность.

Обжалуемым решением исковые требования Ахмедова Ш.Д. удовлетворены. Суд обязал ГУ - УПФ РФ в г. Томск Томской области включить истцу в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы: с 30.11.1997 по 26.02.2002, с 08.03.2002 по 01.02.2009, с 13.02.2009 по 11.04.2010, с 24.04.2010 по 14.12.2011 в должностях /__/, назначив трудовую пенсию по старости досрочно с 14.12.2011.

В апелляционной жалобе представитель Управления Мамаев А.Е. просит решение суда отменить полностью и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что спорные периоды работы истца не подлежали включению в специальный стаж.

Так, Ахмедов Ш.Д. зарегистрирован работодателем в Пенсионном фонде 25.12.1998 как работающий в должности /__/ без кода льготы, устанавливающей льготный порядок подсчета специального стажа - как 1 год работы за 1 год 6 месяцев такой работы, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Кроме того, вывод суда о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности в должности «/__/» и в должности «/__/» ошибочен. Тождественность может быть установлена судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах. Вместе с тем Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России, наряду с должностью «/__/» также присутствует должность «/__/». Таким образом, вывод истца о необходимости включения в специальный стаж периода работы в должности /__/, /__/ в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) не находит своего отражения в действующем законодательстве.

Также суд нарушил нормы материального права, не учел положение пункта 6 Правил от 29 октября 2002 года, поскольку истцом не представлено доказательств работы в спорный период с 01.11.1999 по 14.12.2011 на должности /__/ на полную ставку. С учетом исключения спорного периода работы из специального стажа, право на досрочную пенсию на дату обращения (14.12.2011) у Ахмедова Ш.Д. не возникает, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа в 30 лет.

В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны поддержали изложенные позиции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

В соответствии со статьёй 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Трудовые пенсии по старости, в том числе назначаемые досрочно, устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 17.12.2002 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 данного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом первым данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, право на досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 2 указанного постановления установлено,что исчисление сроков выслуги производится врачам-хирургам всех наименований отделений ( палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этой должнсти и подразделении за 1 год и 6 месяцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной, и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения " установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления (пункт 3).

В силу пункта 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации врачам, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Списки должностей и cтруктурных подразделений включали оперирующих врачей-специалистов всех наименований, работающих, в том числе, в клиниках в отделениях кардиохирургического профиля стационаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 были утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет, Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев.

В соответствии с указанным документом в стаж работы, дающий право на получение досрочной пенсии, включаются периоды работы в должностях оперирующих врачей-специалистов всех наименований в кардиохирургических отделениях стационаров учреждений, осуществляющих врачебную деятельность.

В силу абзаца "б" пункта 5 Правил исчисления выслуги лет, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Согласно пункту 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Применительно к рассматриваемому делу такой работой является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил с учётом установленных фактических обстоятельств действующие нормы права.

Суду представлено штатное расписание НИИ Кардиологии за спорный период, из содержания которого следует, что оно было сформировано из ставок /__/ и /__/. Истец занимал должность, поименованную в штатном расписании /__/ ( том дела 1, листы дела 164-180).

Материалами дела установлено, что Ахмедов Ш.Д. в спорные периоды трудовой деятельности с 30.11.1997 по 26.02.2002, с 08.03.2002 по 01.02.2009, с 13.02.2009 по 11.04.2010, с 24.04.2010 по 14.12.2011 работал в должностях /__/

В соответствии с решением Управления от 03.02.2012 № 212 истцу в подсчет специального трудового стажа в связи с лечебной дельностью включен период работы с 22.12.1993 по 30.11.1997 по совместительству на 0,5 ставки в должности /__/

Включая указанный период в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении, ответчик тем самым признал то обстоятельство, что истец осуществлял лечебную деятельность в учреждении и в должности предусмотренными Списками соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости.

Единственной причиной исключения спорных периодов их льготного стажа истца, явился тот факт, что Ахмедов Ш.Д. до 30.11.1997 включительно работал по совместительству на 0,5 ставки в указанном отделении в должности /__/, а после указанной даты формально работу по совместительству прекратил.

Суд первой инстанции правильно установил, что на момент обращения в Управление по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии и в настоящее время Ахмедов Ш.Д. продолжает работать в указанном отделении и после прекращения совместительства в должности /__/ продолжает наряду с обязанностями /__/ исполнять обязанности /__/, круг его обязанностей в связи с формальным прекращением работы по совместительству фактически не изменился.

Так, свидетели П. (заместитель главного врача по организационной работе и медицинскому обслуживанию), Е. (ведущий научный сотрудник отделения сердечно-сосудистой хирургии), допрошенные в судебном заседании по вопросам организации лечебной работы в институте в целом и в отделении сердечно­сосудистой хирургии в частности, пояснили, что клиническое отделение сердечно- сосудистой хирургии является частью сложного структурного клинического подразделения отдела сердечно-сосудистой хирургии - «отделение кардиохирургии» с «отделением сердечно-сосудистой хирургии». Отделение сердечно-сосудистой хирургии имеет 75 коек, лечебную деятельность в отделении осуществляют научные сотрудники и врачи-хирурги. Проведение хирургических операций возложено на научных сотрудников (младших, старших, ведущих), указанные сотрудники являются ведущими хирургами, то есть непосредственно проводят операции. Врачи-хирурги, занимающие врачебные ставки, самостоятельных операций не проводят, участвуют в операциях в качестве ассистентов. При этом научная работа института носит прикладной характер, институт не проводит опыты над животными, полученные при проведении хирургических операций результаты используются в дальнейшем в научных изысканиях, и наоборот научные разработки и исследования применяются для более эффективного лечения больных. Ввиду того, что штатное расписание устарело, а объемы оказываемой высокотехнологичной помощи возросли, институт не имеет возможности, как это было ранее, делить имеющиеся врачебные ставки и разрешать научным сотрудникам совмещать должности врачей-хирургов во избежание возможных юридических проблем, в том числе и при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Самостоятельно решить вопрос о пересмотре штатного расписания в сторону увеличения институт не может, так как является Федеральным бюджетным учреждением, основным источником финансирования которого является федеральный бюджет.

Согласно справкам от 05.07.2012 № 01-08-/415, от 16.07.2012 №01-08/473 ( том дела 1, лист дела 144, том дела 2, лист дела 26) с 1992 года ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН входит в перечень учреждений Российской Федерации, которые выполняют государственное задание по оказанию Высокотехнологичной медицинской помощи населению России как единственное в Томской области медицинское учреждение, которое выполняет весь спектр кардиохирургических операций. В 1998 году в НИИ кардиологии СО РАМН было выполнено 350 оперативных вмешательств в рамках государственного задания, а в 2011 году количество этих вмешательств возросло до 3,5 тысяч в год.

Исполнение указанного государственного задания осуществляется одним из основных структурных клинических подразделений института, а именно «Отделением сердечно-сосудистой xиpypгии».

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития №786н от 29.12.2008, №1047н от 30.12.2009, №1248н от 31.12.2010, №1673н7 от 27.12.2011 «НИИ кардиологии» СО РАМН входит в перечень федеральных медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета.

Согласно указанным государственным заданиям плановое число пролеченных больных для «НИИ кардиологии» по профилю сердечно-сосудистая хирургия в 2009 году составило 2429 человек, в 2010 году-3445 человек, в 2011 году - 3486 человек, в 2012 году количество пролеченных больных должно составить 3945 человек.

Таким образом, при постоянном возрастании плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой институтом, согласно представленным истцом справкам от 05.07.2012, от 16.07.2012 штатное расписание института практически не изменялось с момента его открытия в 1989 году. Штатное расписание отделения сердечно-сосудистой хирургии включает в себя 14 научных ставок и 8 ставок врачей-хирургов. Анализ штатных расписаний за период с 1995 по 2008 годы, представленных истцом в суд, позволяет сделать вывод, что за указанный период времени в отделении сердечно-сосудистой хирургии штатное расписание изменилось в сторону увеличения на 1 ставку научного сотрудника и 1 ставку врача-хирурга. Приведёнными доказательствами подтверждается факт несоответствия штатного расписания отделения объёму выполняемых работ.

Характер выполняемой истцом работы в качестве /__/ также нашёл своё полное подтверждение совокупностью представленных доказательств.

В соответствии с положением «О порядке использования целевых средств, выделяемых ГУ НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи» (утверждено в 2003 году) на основании ежегодно издаваемого приказа Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук ГУ НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН оказывает высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи в соответствии с доведенными на год квотами. Финансирование осуществляется на основании лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, доведенных до института вышестоящей организацией.

Участниками выполнения указанных видов медицинской помощи являются медицинский и научный персонал отделений, непосредственно осуществляющих высокотехнологичные вмешательства, в том числе кардиохирургическое отделение (отделение сердечно-сосудистой хирургии).

Согласно положениям «Об отделении сердечно-сосудистой хирургии» НИИ Кардиологии оно является основным клиническим подразделением научного Отдела сердечно-сосудистой хирургии. Основная цель отделения — оказание высокотехнологичной плановой кардиохирургической помощи пациентам с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Для выполнения указанных задач отделение располагает штатом сотрудников в составе врачебного персонала и научных сотрудников.

Согласно должностной инструкции от 2009 года в должностные обязанности истца входит не только научное руководство проведением исследований по отдельным проблемам (темам, заданиям) науки и техники, разработка научно-технических решений по наиболее сложным проблемам, методов проведения исследований и разработок, но и еженедельное выполнение сердечно-сосудистых операций 4-5 категории сложности, консультативное лечение больных отделений сердечно-сосудистой хирургии и сердечной недостаточности ( том дела 1, лист дела 56).

В соответствии с ранее действующими должностными инструкциями истца как младшего, старшего научного сотрудника за 1987, 1989 годы истец также обязан был осуществлять лечебную работу в виде практически ежедневного выполнения сердечно-сосудистых операций, ежедневного консультирования больных отделения сердечно-сосудистой хирургии. Согласно должностной инструкции ведущего научного сотрудника 1998 года лечебная работа истца состояла из выполнения сердечно-сосудистых операций 4-5 категории сложности, ежедневного консультирования больных отделения сердечно-сосудистой хирургии, плановых выездов в лечебные учреждения в регионы Сибири и Дальнего Востока с целью консультирования наиболее тяжелых больных и отбора показаний на оказание кардиохирургической помощи ( том дела 1, листы дела 102-103,160-163).