СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2012 года Дело N 33-247/2013

от08 февраля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Марисова А.М.,

судей Величко М.Б., Ячменевой А.Б.,

при секретаре Степановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо иску прокурора Молчановского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Молчановского сельского поселения, Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Молчановского района Томской области» о понуждении к совершению действий,

поапелляционной жалобе Главы Администрации Молчановского сельского поселения Слабухо В.Н. на решение Молчановского районного суда Томской области от 12 ноября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения прокурора Миронова Е.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Молчановского района Томской области (с учетом уточнения требований) обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации Молчановского сельского поселения, Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Молчановского района Томской области» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что Администрация Молчановского сельского поселения является органом местного самоуправления и обязана в силу пунктов 9 и 10 статьи 29 Устава муниципального образования «Молчановское сельское поселение» принимать участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Однако в полной мере не выполняет требования по противопожарному водоснабжению в /__/ и /__/, расположенных на территории Молчановского сельского поселения.

Для приведения находящихся на её территории источников наружного водоснабжения в соответствие с требованиями пожарной безопасности просил обязать Администрацию Молчановского сельского поселения:

- установить указатели пожарных водоемов по /__/;

- установить указатель пожарного водоема по /__/ (жилой комплекс), емкостью 25 куб.м;

- установить указатель пожарного водоема по /__/ (жилой комплекс), емкостью 25 куб.м;

- установить указатель, заполнить водой и отремонтировать крышку пожарного водоема в районе дома /__/;

- установить обозначение пожарного гидранта, находящегося в /__/, оборудовать его крышкой, откачать из колодца, в котором установлен пожарный гидрант, воду и произвести его очистку в срок до 01.07.2013. При этом утепление всех вышеперечисленных противопожарных водоемов произвести к зимнему периоду.

В судебном заседании заместитель прокурора Молчановского района Евдокимова Н.В. требования поддержала, полагала, что за пожарный водоем в районе дома /__/ ответственность должна нести администрация Молчановского сельского поселения, на территории которой находится водоем.

Представители ответчика - Администрации Молчановского сельского поселения Бузулукская Е.Б. и Захаренко С.С., действовавшие на основании доверенности от 29.08.2012, исковые требования признали частично, возражали против требований, касающихся противопожарного водоема в районе дома /__/. Указали, что ответственность за содержание данного водоёма в силу ст.37, ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ должна быть возложена на КУМИ администрацию Молчановского района, поскольку часть здания по указанному адресу находится в его собственности. Помещения используются под размещение муниципального архива, сдаются в аренду ОАО «Россельхозбанк». К тому же в период с 16.02.2006 по 12.04.2012 КУМИ принадлежал земельный участок по адресу: /__/.

Дело рассмотрено в отсутствие просившего об этом представителя ответчика КУМИ администрации Молчановского района Туманова А.Ю., действовавшего на основании доверенности от 08.11.2012, который в письменных возражениях (л.д. 180) ссылался на то, что пожарный водоем по /__/ не находится в муниципальной собственности муниципального образования «Молчановский район», а потому КУМИ не является надлежащим ответчиком по данному требованию.

Обжалуемым решением на основании ч.4 ст. 6, ст. 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.9 ч.1 ст. 14, ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 1, 10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пп. 16, 80 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, примечания 1 к п. 4.1., п.9.17, примечания 3 к п. 9.9. Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178, п. 3.9. Норм пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования (НПБ 160-97), пп. 9, 10 ст. 29 Устава муниципального образования «Молчановское сельское поселение», ч.2 ст.1 Закона Томской области от 09.09.2004 № 196-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Молчановского района» иск прокурора Молчановского района к администрации Молчановского сельского поселения удовлетворен в полном объеме, в удовлетворении требования к КУМИ администрации Молчановского района отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Молчановского сельского поселения в лице Главы Слабухо В.Н. просит решение суда в части оборудования и ремонта пожарного водоема в районе /__/ отменить. Указывает, что устранить выявленные в отношении вышеназванного пожарного водоема нарушения суд обязал администрацию только потому, что КУМИ представила выписку из реестра муниципальной собственности об отсутствии у неё прав на данный объект. Однако суд не учел, что со стороны администрации также были представлены документы, подтверждающие тот факт, что спорный пожарный водоем у неё на балансе не числится и ей не передавался. Полагает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в данном случае должно нести лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться противопожарным объектом, каковым в отношении спорного объекта до 12.04.2012 являлся КУМИ администрации Молчановского района; в его же ведении в настоящее время находится часть помещений административного здания по /__/, в том числе помещение муниципального архива, все они числятся в собственности муниципального образования «Молчановский район». Суд оставил без внимания показания свидетеля Р., которым ранее осуществлялась проверка исполнения требований пожарной безопасности и акты проверок по пожарному водоему по /__/ направлялись председателю КУМИ Администрации Молчановского района.

В возражениях относительно апелляционной жалобы заместитель прокурора Молчановского района Евдокимова Н.В. полагает, что обязанность поддерживать спорный водоем в технически исправном состоянии лежит на администрации Молчановского сельского поселения как муниципальном органе, уполномоченном в силу закона обеспечивать первичные меры пожарной безопасности на объектах в границах сельского поселения, не находящихся на балансе какого-либо предприятия или организации, просит оставить состоявшееся решение суда без изменения.

В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела ответчиков.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не нашла.

В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), согласно пункту 16 которых, вступившему в силу с 01 сентября 2012 года, на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии с пунктом 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 утвержден «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СИ 8.13 I 30.2009)» (далее - Свод правил), в соответствии с примечанием 1 к пункту 4.1 которого предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различною назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажиых зданий любою назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.

Примечанием 3 к пункту 9.9 Свода правил предусматривается установка указателей по ГОСТ Р 12.4.026 у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов.

Требования к указателям, обозначающим пожарный водоисточник, закреплены в Нормах пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования (НПБ 160-97), в соответствии с пунктом 3.9 которых при отклонении параметров лакокрасочных покрытий за пределы установленных ГОСТ 12.4.026 цветовых областей и (или) их отслоений знаки и полосы должны быть восстановлены.

Пунктом 9.17 Свода правил предусмотрено, что емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 29 Устава муниципального образования «Молчановское сельское поселение» к полномочиям администрации Молчановского сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Закона.

Из вышеприведённых нормативных актов следует, что поддержание на территории поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью Администрации Молчановского сельскою поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Томской области от 09.09.2004 № 196-03 «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Молчановского района» Молчановское сельское поселение с административным центром с. Молчаново включает в себя, в том числе, населенные пункты: /__/, /__/.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд возложил на Администрацию Молчановского сельского поселения Томской области обязанность принять меры по приведению в соответствие с требованиями законодательства источников противопожарного водоснабжения на территории Молчановского сельского поселения, установить указатели пожарных водоемов по /__/; установить указатель пожарного водоема по /__/ (жилой комплекс), емкостью 25 куб.м; установить указатель пожарного водоема по /__/ (жилой комплекс), емкостью 25 куб.м; установить указатель, заполнить водой и отремонтировать крышку пожарного водоема и районе дома /__/; установить обозначение пожарного гидранта, находящегося в /__/, оборудовать его крышкой, откачать из колодца, в котором установлен пожарный гидрант, воду и произвести его очистку в срок до 01.07.2013; к зимнему периоду утеплить все вышеперечисленные противопожарные водоемы.

По мнению судебной коллегии, выводы суда основаны на законе и материалах дела.

Из дела видно, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Молчановского сельского поселения были установлены нарушения требований пожарной безопасности. На момент осмотра 15.10.2012, проведенного старшим помощником прокурора Молчановского района Томской области при участии представителей Администрации Молчановского сельского поселения, выявлены нарушения противопожарных требований.

Данные обстоятельства подтверждаются актами проверок соблюдения требований пожарной безопасности от 15.10.2012 (л.д.155-164), рапортами с приложением фототаблиц (л.д. 5-26), из которых следует, что часть пожарных водоёмов, находящихся на территории сельского поселения имеет недостатки, которые для нормальной эксплуатации необходимо устранить.

Так, у пожарных водоёмов по /__/, в районе дома /__/, в /__/ и /__/ не установлены указатели.

Кроме того, пожарный водоём в районе дома /__/ не заполнен водой и не отремонтирована крышка; пожарный гидрант, находящийся в /__/, необходимо оборудовать крышкой, откачать из колодца, в котором он установлен, воду и произвести ею очистку.

Указанные выше недостатки нарушают права неопределенного круга лиц, так как могут повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории Молчановского сельского поселения, так и временно находящихся в указанных населенных пунктах.

Учитывая, что в нарушение пункта 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации указанные пожарные водоемы находятся в состоянии непригодном для эксплуатации, данное бездействие ставит под угрозу жизнь, здоровье и сохранность имущества лиц, осуществляющих трудовую деятельность и посещающих прилегающую территорию.

Ответчиком оспаривается обязанность по устранению нарушений лишь в отношении пожарного водоема в районе дома /__/.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы, исходя из следующего.

Согласно выписке пожарный водоём, расположенный по адресу: /__/, в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Молчановский район» не значится.

Утверждения Администрации Молчановского сельского поселения о том, что часть помещений по /__/ находится в собственности КУМИ, поэтому на администрацию Молчановского района должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, по мнению судебной коллегии, несостоятельны.