СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 февраля 2013 года Дело N 33-26/2013

01 февраля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего судьи Худиной М.И.,

судей Небера Ю.А., Уваровой В.В.,

при секретаре Черновой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации

по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 октября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Департамент экономического развития и управления государственной собственностью Администрации г. Томска обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/8 доли в праве общей собственности на земельный участок по адресу: /__/; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить в полном объеме препятствие к осуществлению муниципальным образованием «Город Томск» своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/8 доли в праве общей собственности на земельный участок по адресу: /__/ на основании представленных документов в течение семи дней со дня вынесения решения суда, указывая на несоответствие требованиям земельного законодательства отказа регистрирующего органа осуществить требуемую государственную регистрацию.

Судебное заседание проведено в отсутствие заинтересованных лиц Хлебникова В.Г., Матрохиной Н.Н., Букашевой Ф.М., представителя администрации Октябрьского района г. Томска.

В судебном заседании представитель заявителя Каширин Р.А. заявление поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Агджоян А.О. считала заявление не подлежащим удовлетворению.

Обжалуемым судебным решением на основании ст. 254-256 ГПК РФ, положений ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997, ст. 19 ЗК РФ, Закона «О введении в действие ЗК РФ» заявление удовлетворено, решение об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/8 доли в праве общей собственности на земельный участок по адресу: /__/ признано незаконным, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области возложена обязанность устранить в полном объеме препятствие к осуществлению муниципальным образованием «Город Томск» своих прав путем осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на 1/8 доли в праве общей собственности на земельный участок по адресу: /__/ на основании представленных документов в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального закона. Основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на долю в праве общей собственности на земельный участок, обратившегося в порядке разграничения государственной собственности на землю, является обременение данного земельного участка собственность физических лиц. В силу положений земельного законодательства РФ в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности избран принцип принадлежности зданий, строений, сооружения, находящихся на земельном участке, к собственности муниципального образования. У публично-правового образования не может возникнуть в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок совместно с гражданами. Администрация г. Томска имеет право распоряжения данным земельным участком в силу п.10 ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», следовательно, заинтересованные лица имеют право на предоставление земельного участка в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ. Отмечает, что заявителем не представлены документы, свидетельствующие о существовании в отношении спорного земельного участка общей долевой собственности, возникшей у муниципального образования по иным основаниям.

Рассмотрев апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда принято не в соответствии с законом исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: /__/, принадлежит на праве общей долевой собственности (кадастровый номер /__/) гражданам: Дементьевой М.Ф., Букашевой Ф.М., Вяловой Е.А., Матрохиной Н.Н., Хлебникову В.Г. (л.д. 79).

На указанном земельном участке возведен жилой дом, площадью /__/ кв.м (115,4 кв.м.) стр. 1) принадлежащий на праве общей долевой собственности гражданам: Букашевой Ф.М., Сергееву А.И., Вяловой Е.А., Матрохиной Н.Н.

Муниципальное образование «Город Томск» является наследником на основании ст. 1151 ГК РФ к имуществу умершего 19.07.1998 Б., состоящего из 1/8 доли в праве общей собственности на жилой дом площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ (л.д. 36).

Обращаясь с заявлением о регистрации 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: /__/, представитель МО «Город Томск» в качестве основания регистрации указала положения абз.2 п.3 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», представив свидетельство о праве на наследство (л.д. 33).

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (абз.2 п.3 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Отказывая в государственной регистрации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области указало на невозможность государственной регистрации по указанному основанию, поскольку у публично-правового образования не может возникнуть право собственности на земельный участок в результате разграничения государственной собственности совместно с гражданами.

Судебная коллегия считает правильным, основанным на законе отказ в государственной регистрации исходя из следующего.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (ст. 11.2 ЗК РФ).

Из материалов дела не следует, что рассматриваемый земельный участок, право общей долевой собственности на который зарегистрировано за рядом граждан, прошел установленную законом процедуру выделения из состава единого участка (определение их границ, обращение за постановкой на учет и т.д.).

В соответствии с п.3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п.5 ст. 36 ЗК РФ).

Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу абз.2 п.3 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» возникновение права собственности муниципального образования в связи с разграничением государственной собственности возможно только в случае нахождения здания, строения, расположенного на земельном участке, в единоличной собственности муниципального образования.

Таким образом, в силу прямого указания закона исключается возможность возникновения права общей долевой собственности муниципального образования совместно с гражданами на единый неделимый земельный участок в порядке разграничения государственной собственности.

Согласно ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Обращаясь с требованием о регистрации в порядке ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» муниципальное образование не представило документы, подтверждающие право единоличной собственности на здание, расположенное на земельном участке.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о возможности государственной регистрации права муниципального образования на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности судебная коллегия находит не соответствующим закону, постановленное по делу решение суда, которым признан незаконным отказ в государственной регистрации, - подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Томска от 19 октября 2012 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворения заявления Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об отказе в государственной регистрации.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка