БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июня 2013 года

г. Брянск 11 июня 2013 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стоян Е. В.

с участием прокурора Николаевой С.Н.

при секретаре Макеевой Е. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Ю.Н. об оспаривании положений статьи 15 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области»,

У С Т А Н О В И Л :

М. Ю.Н. обратился в Брянский областной суд с заявлением об оспаривании положений статьи 15 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области», в части слов «Качество и объемы медицинской помощи, предоставляемой по территориальной программе государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, подлежат ведомственному и вневедомственному контролю. Порядок ведомственного контроля качества медицинской помощи устанавливается исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения. Вневедомственный контроль может осуществляться страховыми медицинскими организациями, страхователями, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами социального страхования, профессиональными медицинскими организациями в пределах их компетенции». Настоящий Закон вступил в силу с 1 января 2008 года. Заявитель просил признать указанные положения незаконными и недействующими.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела оспариваемый Закон Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» утратил силу.

Представитель Губернатора Брянской области Чикин Е.Н. в судебном заседании заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что пунктом 1 Постановления Брянской областной Думы №5-1379 от 30 мая 2013 года принят Закон Брянской области «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области». Согласно статье 1 Закона Брянской области «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области» признаны утратившими силу законы Брянской области: от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области»; от 5 мая 2008 года №35-З «О внесении изменения в статью 19 Закона Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области»; от 8 августа 2008 года №68-З «О внесении изменения в Закон Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области».

Закон Брянской области «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области»опубликован вобластной газете «Брянская учительская газета» (спецвыпуск) от 7 июня 2013 года.

Представитель Брянской областной Думы в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

М. Ю.Н. в судебное заседание не явился. Согласно поступившей в адрес суда телефонограммы просил рассмотреть заявление в его отсутствие.

Руководствуясь статьями 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав заявленное представителем Губернатора Брянской области ходатайство о прекращении производства по делу, мнение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей производство по делу прекратить, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как установлено судом, согласно пункту 1 Постановления Брянской областной Думы №5-1379 от 30 мая 2013 года принят Закон Брянской области от 30 мая 2013 года №30-З «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области».

Статья 1 Закона Брянской области от 30 мая 2013 года №30-З «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области» признает утратившими силу законы Брянской области: от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области»; от 5 мая 2008 года №35-З «О внесении изменения в статью 19 Закона Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области»; от 8 августа 2008 года №68-З «О внесении изменения в Закон Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области».

Согласно статье 2 Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» N 28-З от 3 ноября 1997 года официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается также их первое опубликование в областной газете «Брянская учительская газета».

Закон Брянской области «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области» принят Брянской областной Думой 30 мая 2013 года и опубликован в областной газете «Брянская учительская газета» (спецвыпуск) от 7 июня 2013 года.

Оспариваемый М. Ю.Н. Закон Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» прекратил свое действие в связи с принятием Закона Брянской области от 30 мая 2013 года №30-З «О признании утратившими силу законов Брянской области об охране здоровья населения Брянской области». Настоящий Закон вступил в законную силу с момента его официального опубликования с 7 июня 2013 года.

Учитывая, что недействующие правовые акты сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых прав и свобод граждан повлечь не могут, суд прекращает производство по делу.

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» не может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, недействующий нормативный правовой акт или его часть, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Кроме того, в ряде постановлений (Постановление от 16 июня 1998 года № 19-П, Постановление от 11 апреля 2000 года № 6-П, Постановление от 18 июля 2003 года № 13-П, Постановление от 27 января 2004 года № 1-П) Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что суды общей юрисдикции вправе при установлении противоречия оспоренного нормативного правового акта закону признать его (оспоренный акт) недействующим, то есть не подлежащим применению, с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд своим решением прекращает действие оспоренного акта, лишает его юридической силы. Недействующий же нормативный правовой акт не требует судебного пресечения его юридической силы из-за отсутствия таковой. Утратившие силу правовые нормы не являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате чего не могут повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, следовательно, не могут быть предметом проверки в порядке абстрактного нормоконтроля, целью которого является прекращение действия нормативного правового акта в будущем.

Таким образом, производство по делу подлежит прекращению, поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции оспаривается недействующий нормативный правовой акт, который не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 134, 220, 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по гражданскому делу по заявлению М.Ю.Н. об оспаривании положений статьи 15 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 года №173-З «Об охране здоровья населения Брянской области» - прекратить.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.

Судья Е.В. Стоян

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка