СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N 33-11252/2013

30 мая 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.,

судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,

по докладу судьи Башинского Д.А.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.,

при секретаре Корольковой А.А.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Гулькевичского района по доверенности Шкилевой Е.В. на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор обратился с иском в интересах Гаврилко С.Н. к администрации МО Гулькевичский район и просит обязать администрацию МО Гулькевичский район предоставить Гаврилко С.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования Гулькевичский район.

В обоснование требований указано, что согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Реализовать свои права в муниципальном образовании Гулькевичский район Гаврилко С.Н. не имеет возможности, состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на основании постановления главы администрации МО Гулькевичский район № <...> от 10.04.2011 года, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее права.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, указав на то, что требования прокурора Гулькевичского района изменены. Просит исключить администрацию Краснодарского края из числа ответчиков, так как предоставление жилья данной категории граждан не должно ставиться в зависимость от наличия денежных средств на приобретение, строительство жилья, наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности, а также от иных условий.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Гулькевичский район Семакина Л.Н. возражала против удовлетворения требований прокурора.

Представитель администрации Краснодарского края, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представители администрации Краснодарского края, Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Гаврилко С.Н. в судебное заседание не явилась, судебное уведомление вернулось с отметкой «истек срок хранения».

Обжалуемым решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2013 года, иск прокурора Гулькевичского района в интересах Гаврилко С.Н. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений - удовлетворен.

Суд обязал администрацию муниципального образования Гулькевичский район предоставил Гаврилко С.Н., вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Гулькевичского района по доверенности Шкилева Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить и приять новое решение по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав прокурора Стукова Д.Г., просившего решение суда изменить в части, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район № <...> от 10 апреля 2011 года Гаврилко С.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с датой постановки - 06.02.2012 года.

До настоящего времени Гаврилко С.Н., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением. Договор найма специализированного жилого помещения до 21 февраля 2013 года с ней не заключался.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, согласно ч. 8 ст. 8 от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Федеральный Закон от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

На основании ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам (ст. 2 Закона).

Согласно пункту 1.3 «Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» (далее Порядок), функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Пунктом 4.4 указанного Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, судом достоверно и в полной мере установлены обстоятельства того, что администрация органа местного самоуправления обязана предоставить социальные гарантии лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку данная обязанность вытекает из требований действующего законодательства.

В месте с тем, с тем, судом первой инстанции не было учтено, что в соответствии с ч.1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае. Если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края. Осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края 9далее-уполномеченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Кроме того, судом не учтено, что согласно Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 год, в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.

Поскольку установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя. Поскольку расширение круга лиц, пользующихся льготой. Также относится к компетенции законодателя.

Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма членом семей указанных категорий граждан, при предоставление жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежали.

Исключение оставляли случаи, когда законодательством субъектов Российской Федерации на основании положений п.п. «ж», «к» ч.1 ст. 72. ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации было предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции, в указанной части, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права.

В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить в части, исключив из резолютивной части указание на внеочередность предоставления жилого помещения.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2013 года изменить.

Изложить резолютивною часть решения в следующей редакции:

Удовлетворить иск прокурора Гулькевичского района в интересах Гаврилко Светланы Николаевны о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать Администрацию муниципального образования Гулькевичский район предоставить Гаврилко Светлане Николаевне, 15 декабря 1993 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка