СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 июня 2013 года Дело N 33-1348/2013

г. Курск 13 июня 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

Председательствующего: Шуваевой Е.И.,

судей: Курочкиной И.А., Ермакова М.И.,

с участием прокурора: Борисовой Е.С.,

при секретаре: Захарове И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению начальника УМВД России по г. Курску об установлении административного надзора в отношении К., поступившее по апелляционному представлению помощника прокурора Центрального административного округа г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 20 марта 2013 года, которым постановлено:

«Заявление начальника УМВД России по г. Курску Стрекалова В.Ю. об установлении административного надзора в отношении К. удовлетворить частично.

Установить в отношении К. административный надзор на 1 год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Установить К. при административном надзоре следующие административные ограничения:

- обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации;

- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, либо вне жилого помещения по месту пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. утра следующих суток, в нерабочее время;

- запретить пребывание в объектах общественного питания, где осуществляется продажа спиртосодержащих напитков на розлив.

В удовлетворении остальной части заявления начальника УМВД России по г. Курску Стрекалова В.Ю. об установлении административного надзора в отношении К. отказать.

Наблюдение за соблюдением К. установленных в отношении него административных ограничений осуществлять органу внутренних дел по месту его жительства или пребывания».

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав заключение прокурора Борисовой Е.С., полагавшей необходимым решение суда изменить, объяснения К., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Начальник УМВД России по г. Курску обратился в суд с заявлением, в котором просил установить в отношении К. административный надзор и административные ограничения в виде запрета выезда за пределы Курской области, без согласования с ОП №2 УМВД России по г. Курску, обязательной явкой для регистрации 4 раза в месяц в ОП №2 УМВД России по г. Курску, запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства по адресу:  ...  или место пребывания поднадзорного лица, ежедневно с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. следующих суток, запрета пребывания в объектах общественного питания, где осуществляется продажа спиртосодержащих напитков на розлив, указав при этом, что К. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления и неоднократно привлекался к административной ответственности, в связи с чем на него распространяются действия Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года №64-ФЗ.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда изменить и исключить из резолютивной части решения указание в виде запрета пребывать вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, либо вне жилого помещения по месту пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. утра следующих суток, в нерабочее время и принять в этой части новое решение, исключив указание на «в нерабочее время».

В суд апелляционной инстанции не явился: заявитель - начальник УМВД России по г. Курску, извещенный надлежащим образом о слушании дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, объяснения К., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно ст.2, п.2 ч.3 ст.3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, если они совершают в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Как усматривается из материалов дела, К.,  ...  года рождения, приговором Ленинского районного суда г. Курска от 18 марта 2004 года осужден по п. « ...  УК РФ к 7-ми годам 6-ти месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Согласно справки ст. УУП ОУУП и ПДН ОП №2 УМВД России по г. Курску 19.03.2012 г. и 10.07.2012 г. К. совершил административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст.3 Закона административный надзор устанавливается в отношении лица, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, совершившего в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что на К. распространяются действия Федерального закона РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 года является правильным, поскольку в соответствии с ч.2 ст.13 указанного Закона в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011г. №64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Таким образом, установленный решением суда первой инстанции срок административного надзора 1 год со дня вступления решения суда в законную силу является правильным, так как К. осужден за совершение особо тяжкого преступления, судимость за совершение которого, в силу п. «д» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса РФ, погашается в течение 8 лет после отбытия наказания.

В силу п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 г. №64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, в связи с чем выводы суда первой инстанции также являются правильными.

Удовлетворяя заявление об установлении конкретных видов административных ограничений, необходимо исходить из положений ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011г. № 64-ФЗ, содержащая перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания в определенных местах (п.1 ч.1 ст.4 Закона), запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п.3 ч.1 ст. 4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации (п.5 ч.1 ст. 4 Закона).

В то же время, судебная коллегия полагает, что выводы суда о том, что административное ограничение, предусматривающее запрет К. пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период время с 22.00 час. до 06.00 часов, утра следующих суток с установлением исключения, позволяющего отсутствовать в рабочее время является неверным, так как п.3 ч.1 ст. 4 указанного Закона предусмотрено запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, без каких-либо исключений.

Согласно ч.3 ст.12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случаях предусмотренных пунктами 3,4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными жизненными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе и с решением вопросов трудоустройства.

При этом закон не предусматривает никакого иного порядка, кроме как установленного приведенной выше нормой, а потому выводы суда о возможности несоблюдения установленного ограничения противоречат нормам материального права.

Таким образом, каких-либо оснований видоизменять вид ограничения, предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 года у суда не имелось, тем более, что сам Закон предусматривает механизм исполнения указанного ограничения при решении вопросов трудоустройства.

В связи, с чем решение Ленинского районного суда г. Курска от 20 марта 2013 года подлежит изменению в этой части и изложению в следующей редакции: «Запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, либо вне жилого помещения по месту пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.», а апелляционное представление удовлетворению.

Также исключению из резолютивной части решения подлежит указание на то, что наблюдение за соблюдением К. установленных в отношении него административных ограничений осуществлять органу внутренних дел по месту его жительства или пребывания, поскольку порядок осуществления административного закона предусмотрен ст. 8 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», что исключает необходимость урегулирование порядка осуществления установленных судом ограничений судебным актом.

Судебная коллегия считает целесообразным изложить резолютивную часть решения в новой редакции в полном объеме в целях точности его исполнения.

Руководствуясь ст.199, ч. 2 ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 20 марта 2013 года изменить, изложив в следующей редакции:

«Заявление начальника УМВД России по г. Курску об установлении административного надзора в отношении К. удовлетворить частично.

Установить в отношении К. административный надзор на 1 год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Установить К. при административном надзоре следующие административные ограничения:

- обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации;

- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, либо вне жилого помещения по месту пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.;

- запретить пребывание в объектах общественного питания, где осуществляется продажа спиртосодержащих напитков на розлив.

В удовлетворении остальной части заявления начальника УМВД России по г. Курску об установлении административного надзора в отношении К. отказать».

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Курска от 20 марта 2013 года оставить без изменения.

Апелляционное представление прокурора удовлетворить.

Председательствующий:  

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка