• по
Более 45000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 23 мая 2013 года Дело N 33-1605/2013
 

Апелляционная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

Супроненко И.И.,

судей

Алейниковой С.А., Шкобенёвой Г.В.,

с участием прокурора

Николаевой С.Н.,

при секретаре

Шепеленко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2013 года по докладу судьи Шкобенёвой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - главы администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области П.А. Приходько на решение Погарского районного суда Брянской области от 27 марта 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении определения объёма бюджетных ассигнований необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района» (2009-2013 года), ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области проверкой исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму в деятельности администрации Гетуновского сельского поселения Брянской области было установлено, что постановлением главы администрации Гетуновского сельского поселения от 23 ноября 2009 года №08 утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Гетуновского сельского поселения» (2009-2013 годы), но бюджетные средства на реализацию программы мероприятий в рамках исполнения комплексных мер профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории района не предусмотрены. Организация финансового обеспечения программных мероприятий в рамках профилактики противодействия терроризму и экстремизму является обязательством Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области, а неисполнение данного обязательства влечет за собой формальное исполнение вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с чем просил суд обязать администрацию Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области определить объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района» (2009-2013 года).

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Погарского района Брянской области Родин В.И. поддержал исковыет требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик - представитель Администрации Гетуновского сельского поселения в лице главы Гетуновского сельского поселения Приходько П.А. исковые требования не признал. Суду пояснил, что финансирование данной программы не заложено в бюджет Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области на 2013 год.

Решением Погарского районного суда Брянской области от 27 марта 2013 года исковые требования прокурора Погарского района Брянской области удовлетворены. Суд обязал администрацию Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области определить объём бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района» (2009-2013 года).

В апелляционной жалобе ответчик - глава администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области П.А. Приходько просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований, поскольку при принятии решения судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение обстоятельства, а также судом неправильно применены нормы материального права, т.к. судом применен закон не подлежащий применению.

В возражениях на апелляционную жалобу истец - помощник прокурора Погарского района Брянской области Родин В.И., считая доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокуратуры Брянской области Николаевой С.Н., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Из Устава Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области следует, что к вопросу местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах последствия.

Постановлением Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области № 08 от 23 ноября 2009 года утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Гетуновского сельского поселения» (2009 - 2013 годы), а также комиссия совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (по согласованию) в установленные сроки обеспечить выполнение программных мероприятий.

В соответствии с программой «Комплексные меры профилактики терроризма и экстремизма на территории Гетуновского сельского поселения» (2009-2013 годы) определены сроки и этапы реализации программы

Как усматривается из материалов дела проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области проверкой исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму в деятельности администрации Гетуновского сельского поселения Брянской области было установлено, что постановлением главы администрации Гетуновского сельского поселения от 23 ноября 2009 года №08 утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района» (2009-2013 годы), но бюджетные средства на реализацию программы мероприятий в рамках исполнения, комплексных мер профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории района не предусмотрены.

Из сообщения главы администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области № 27 от 11.03.2013 года следует, что финансирование программы по профилактике терроризма и экстремизма в бюджете Гетуновского сельского поселения не предусмотрено.

Удовлетворяя заявленные требования к администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области о понуждении определения объёма бюджетных ассигнований необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района» (2009-2013 года), суд первой инстанции необоснованно исходил из того, что установлено неисполнение требований законодательства о противодействии экстремизму в деятельности администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 86 п.1 п.п. 1,2, п. 2,3, БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Принятие муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором настоящей статьи устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и используются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Из анализа программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Гетуновского сельского поселения» (2009-2013 годы), утвержденной постановлением Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области № 08 от 23.11.2009 г. и Программы «Комплексные меры профилактики терроризма и экстремизма на территории Брянской области (2009 -2013 годы), утвержденной Постановлением администрации Брянской области № 1062 от 18.11.2008 г., усматривается, что порядок, источники и объем финансирования в них не определен.

Вопросы разработки и принятия долгосрочных целевых программ регулируются ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с п.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В силу ст. 12, ст. 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, в то время как каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При рассмотрении дела прокурором не были представлены достаточные и бесспорные доказательства в подтверждение своих доводов. Принимая во внимание, что в программе «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Гетуновского сельского поселения» (2009-2013 года) не предусмотрен порядок, источники и объем финансирования мероприятий программы, судебная коллегия приходит к выводу, что определение объема объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Гетуновского сельского поселения» (2009-2013 года), является правом, а не обязанностью администрации.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что прокурором не указано, какие права неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд нарушены бездействием администрации Гетуновского сельского поселения, не определившей объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района» (2009-2013 года).

Кроме того, суд принял решение об обязании администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской области об определении объема бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Погарского района (2009-2013 годы)», однако в компетенцию администрации Гетуновского сельского района не отнесены вопросы определения бюджетных ассигнований для реализации программы на территории всего Погарского района.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.

Судебная коллегия считает необходимым вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской о понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, апелляционная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Погарского районного суда Брянской области от 27 марта 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гетуновского сельского поселения Погарского района Брянской о понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.

Председательствующий

И.И. Супроненко

Судьи

С.А. Алейникова

Г.В. Шкобенёва



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1605/2013
Принявший орган: Брянский областной суд
Дата принятия: 23 мая 2013

Поиск в тексте