СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 июня 2013 года Дело N 33-1889/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

Председательствующего: Чайкиной Е.В.

и судей краевого суда: Ануфриевой Н.В.

Доржиевой Б.В.

при секретаре Боздоевой С.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 5 июня 2013 года гражданское дело по иску Бахаревой О. Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя ответчика

на решение Центрального районного суда г. Читы от 4 декабря 2012 года, которым постановлено исковые требования Бахаревой О.Д. удовлетворить.

Включить периоды работы Бахаревой О. Д. с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с <Дата> по <Дата> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Признать за Бахаревой О. Д. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственно учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Бахаревой О. Д. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>.

Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бахарева О.Д. обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивировала его следующим. <Дата> она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной работы в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Протоколами решения руководителя межрайонного УПФР в г.Чите Забайкальского края № от <Дата> и № от <Дата> ей было отказано в назначении данного вида пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Из подсчета стажа в календарном исчислении неправомерно были исключены периоды работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в должности фельдшера-диспетчера и с <Дата> по <Дата> в должности фельдшера в оперативно-диспетчерском отделе санавиации в ГУЗ « ... ». Кроме того, из специального стажа в календарном исчислении исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с <Дата> по <Дата>. Истица просила суд обязать ответчика включить в ее стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости спорные периоды работы и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата> и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Попов А.Г. просит решение суда в части включения в специальный стаж периодов работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, а также в части признания за Бахаревой О.Д. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что принятые судом документы о стаже в качестве подтверждения льготного характера работы истицы не являются достаточными и в полной мере достоверными доказательствами, что согласно уточняющей справке работодатель не признает льготы на досрочное назначение пенсии по должности фельдшера. Полагает, что включение в льготный стаж истицы периодов её работы со <Дата> не основано на нормах пенсионного законодательства.

В возражении на апелляционную жалобу представитель истца Дряева Л.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя ответчика Ткачук Ю.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Бахареву О.Д., ее представителя Дряеву Л.В., представителей третьего лица ГУЗ « ... » К., Т., полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что истица была принята на работу в ГУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» сначала в должности фельдшера-диспетчера <Дата>, а затем с <Дата> переведена на должность фельдшера в оперативно-диспетчерском отделе санавиации, в которой работает и по настоящее время, что подтверждается записью в трудовой книжке, копия которой имеется в материалах дела (л.д. 10-12).

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении периода работы истицы со <Дата> по <Дата> в должности фельдшера-диспетчера в ГУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» полагает, что данный вывод основан на законе.

Однако последующая работа истицы в этой же должности с <Дата> по <Дата> и период ее работы в ГУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» с <Дата> по <Дата> в должности фельдшера в оперативно-диспетчерском отделе санавиации не подлежали включению в льготный стаж, поскольку в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, лишь периоды работы до 1 ноября 1999 года.

При этом указанное постановление предусматривает, что в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа фельдшера, а также работа в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности, причем включение данного стажа не поставлено законодателем в зависимость от нормы выработки рабочего времени.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

С 1 ноября 1999 года включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов (фельдшер-диспетчер) станции скорой и неотложной медицинской помощи действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, т.к. названный список предусматривал, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2003 года № 160 предусмотрена как должность фельдшера, так и должность фельдшера по приему и передаче их выездным бригадам.

В соответствии с Положением «О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи» (приложение 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года № 100) в его должностные обязанности входит оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, оказание скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владение техникой снятия кардиограмм и др.

В соответствии с Положением «О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (этого же приложения 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года № 100) в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.

Таким образом, в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В отношении должности «фельдшер по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи» такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.

Как отметил Конституционный Суд Российский Федерации в своем Определении от 19 марта 2009 года № 310-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Д. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

После принятия Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

При этом судебная коллегия полагает, что самостоятельного значения не могут иметь наличие у истицы среднего медицинского образования, которое, безусловно, требуется для работы фельдшером по приему вызовов (см.л.д.  ... ).

Из представленной суду должностной инструкции истицы следует, что в её должностные обязанности входил сбор оперативной информации, формирование бригады для оказания скорой специализированной помощи, организация первичных консультаций, ведение учетной документации, выдача путевых истов, учет ГСМ, при этом фельдшер оперативно-диспетчерского отдела самостоятельно консультаций не дает, непосредственно медицинской помощи не оказывает(см.л.д. ... ). Таким образом, её должностные обязанности полностью соответствуют Положению «О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (этого же приложения 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года № 100.

Иного суду истицей не доказано.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает возможным в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ отменить решение суда первой инстанции в части включения периодов работы Бахаревой О. Д. с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в части признания за истицей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>, а также в части возложения на Управление Пенсионного фонда РФ (государственно учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Бахаревой О. Д. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>, поскольку имеющийся у истицы специальный стаж недостаточен для назначения досрочной трудовой пенсии.

В остальной части решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г. Читы от 4 декабря 2012 года в части включения периодов работы Бахаревой О. Д. с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в части признания за истицей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>, а также в части возложения на Управление Пенсионного фонда РФ (государственно учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Бахаревой О. Д. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата>, отменить, в удовлетворении требований в данной части отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: Чайкина Е.В.

Судьи: Ануфриева Н.В.

Доржиева Б.В.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка