• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 27 июня 2013 года Дело N 33-3433/2013
 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Нагорновой О.Н. и Сироткиной Е.М.,

при секретаре Забоевой Н.Ю.

рассмотрела в судебном заседании 27 июня 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Минархстроя Республики Коми решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 апреля 2013 года, по которому исковые требования ФИО2 к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальных выплат, восстановлении в очереди на получение социальных выплат, удовлетворены.

Признано решение Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> о снятии ФИО1 с очереди граждан, имеющих право на получение государственной жилищной субсидии с датой постановки <Дата обезличена>, незаконным.

Возложена обязанность на Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми восстановить ФИО2 в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет с <Дата обезличена> в категории «...».

Признано право ФИО2 на получение государственной жилищной субсидии в 2013 году, с датой постановки на учет <Дата обезличена> в категории «инвалиды».

Возложена обязанность на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить ФИО2 выделить ей и членам ее семьи государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в 2013 году.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., объяснения представителя ответчика Минархстроя РК Зиновьевой О.А. и представителя истца Хафизовой С.М. по доверенности Ярмолюка В.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Хафизова С.М. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Воркута», Минархстрою РК о восстановлении в очереди на получение социальной выплаты на приобретения жилого помещения и выделении жилищного сертификата на приобретение жилого помещения за пределами РКС, указав, что по заявлению ее супруга Хафизова М.З., состоявшего в очереди на получение социальной выплаты на приобретения жилого помещения за пределами РКС с <Дата обезличена>, <Дата обезличена> его очередь была переведена на нее по категории «...» с этой же даты. <Дата обезличена> Минархстрой РК отказал истцу в выдаче сертификата, сославшись на отсутствие у нее 10-летнего стажа работы в РКС на <Дата обезличена>, с чем Хафизова С.М. не согласна, полагая, что в соответствии с законодательством, действовавшим на дату постановки на учет, право на получение жилищной субсидии имели лица, не только проработавшие в РКС не менее 10 лет, но и прожившие в РКС не менее этого срока.

Истец, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимала.

Представитель истца адвокат Ярмолюк В.П., действующий на основании ордера <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель истца и 3 лицо Хафизов Р.М., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена> в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Третье лицо Хафизов М.З., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал.

Представители ответчиков администрации Муниципального образования городского округа «Воркута», Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебном заседании участия не принимали, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В отзыве на иск представитель администрации МО ГО «Воркута» указал, что Администрация не отказывала истцу в праве на постановку в очередь на получение государственного жилищного сертификата, направив соответствующий пакет документов в Минахстрой РК.

В отзыве на иск представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми требования не признал, так как истец не имеет необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - ... дней, что составляет менее 10 лет требуемого стажа на день постановки на учет <Дата обезличена>.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Администрации МО ГО «Воркута», Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК и 3 лица Хафизова М.З.

Проверив законность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на <Дата обезличена> включен Хафизов М.З., как заявитель с датой постановки на учет <Дата обезличена> с составом семьи ... человека с указанием адреса регистрации: <Адрес обезличен>.

<Дата обезличена> Хафизов М.З. обратился с заявлением на имя директора ОАО «Воркутауголь» о переводе очереди на его супругу Хафизову С.М., так как она является ... .... Хафизова С.М. с <Дата обезличена> является .... Заключением БМСЭ <Номер обезличен> <Адрес обезличен> ... ... установлена Хафизовой С.М. бессрочно.

Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» переведена очередь с Хафизова М.З. на жену Хафизову С.М. в связи с ..., что также подтверждается протоколом заседания общественной жилищной комиссии от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и утверждено Распоряжением Главы МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

В общереспубликанские списки граждан, сформированные на <Дата обезличена> - <Дата обезличена> включена Хафизова С.М., как заявитель по категории «...» с датой постановки на учет <Дата обезличена>, с составом семьи ... человека.

В сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по администрации МО ГО «Воркута» Хафизов С.М. включена по категории «граждан, выезжающие из районов Крайнего Севра и приравненных к ним местностей» по категории «...», с датой постановки на учет <Дата обезличена>, состав семьи ... человека.

Письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Минархстрой РК уведомило Хафизову С.М. и Администрацию МО ГО «Воркута» об отсутствии права состоять на учете на получение субсидии с датой постановки на учет <Дата обезличена>, указав на отсутствие у нее требуемого стажа работы в РКС на момент постановки на учет - <Дата обезличена>.

В адрес Хафизовой С.М. <Дата обезличена> Администрацией МО ГО «Воркута» было направлено уведомление о том, что решением общественной комиссии по жилищным вопроса при администрации МО ГО «Воркута», протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, рекомендовано снять ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ (отсутствие необходимого стажа в районах Крайнего Севера на <Дата обезличена>).

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 153.

Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия находит, что по указанному закону право Хафизовой С.М. на получение жилищной субсидии на переселение не определяется.

Трудовой стаж истца на дату постановки на учет <Дата обезличена> составил ... дня.

Анализ ранее действовавшего (до 01.01.2003 года) законодательства применительно к обстоятельствам текущего дела также не позволяет сделать вывод о наличии у истца соответствующего права, как ранее возникшего.

Так, Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»). В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» при выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывалось с коэффициентом 0,5. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитывался полностью стаж работы в этих районах и суммировался с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.

Таким образом, анализ приведенных положений законодательства и установленные обстоятельства по делу, позволяют судебной коллегии сделать вывод, что поскольку у истца по состоянию на 02.07.1997 не было необходимого десятилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права на получение жилищной субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, поэтому оснований для удовлетворпения её требований к ответчикам не имеется.

Судебная коллегия считает, что оснований для применения положений решения Совета города Воркуты от <Дата обезличена>, положениями которого было установлено, что жилая площадь за пределами <Адрес обезличен> предоставляется, в том числе ..., независимо от стажа работы, у суда первой инстанции, не имелось, поскольку данный нормативный акт противоречит федеральному законодательству.

Статья 9 Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ предоставляла органам государственной власти субъектов Российской Федерации право определять лишь очередность предоставления жилищных субсидий, но не произвольно, а в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктами 10 и 11 Положения о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996 № 329 право граждан из закрывающихся поселков, пенсионеров, инвалидов, безработных (в течение более года), а также работникам бюджетной сферы, лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний было определено как первоочередное. Вместе с тем, требования к стажу работы в РКС и приравненных к ним местностях и порядок его подсчета полностью соответствовали требованиям Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ.

Совет города Воркуты не был наделен государственными полномочиями по расширению своим решением категорий граждан, определенных федеральным законом как имеющих право на получение федеральных субсидий.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С учетом изложенного, Судебная коллегия, проверив в соответствии со своими полномочиями обоснованность выводов суда, не согласна с ними и, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, но дал им ненадлежащую юридическую оценку и неверно применил нормы материального права, на основании ст.330 ГПК РФ считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Хафизовой С.М. отказать.

Руководствуясь п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30.04.2013 года отменить.

Вынести по делу новое решение.

Отказать ФИО2 к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальных выплат, восстановлении в очереди на получение социальных выплат с датой постановки на учет 02.07.1997.

Председательствующий-

Судьи-




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3433/2013
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 27 июня 2013

Поиск в тексте