СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 июня 2013 года Дело N 33-4317/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Горбуновой О.А. Кириенко Е.В. при секретаре Бородкиной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Администрации города Перми на решение Свердловского районного суда г.Перми от 06.12.2012 г., которым постановлено:

Признать право собственности Дорофеева Н.А. на индивидуальный капитальный гараж площадью 49,155 кв. метров и индивидуальный капитальный гараж площадью 53,07 кв. метров, расположенные по адресу: г. Пермь, северо-западнее ГСК ** по улице ** в г. Перми.

Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения Анисимовой А.В.-представителя Администрации города Перми, Барышева В.В.-председателя ГСК № **, поддержавших доводы жалобы; Кашина И.Б.-представителя Дорофеева Н.А. возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дорофеев Н.А. обратился в суд с иском к Администрации города Перми о признании за ним права собственности на индивидуальные капитальные гаражи, площадью 49,155 кв.м. и 53,07 кв.м. расположенные по адресу г. Пермь, северо-западнее ГСК ** по ул. **** г. Перми. В обоснование своих требований истец указал, что является членом ГСК ** с 2007 г. Постановлением главы г. Перми от 13.10.98 г. ГСК № ** был предоставлен в пользование земельный участок площадью 1 645,8 кв.м. под выстроенные гаражи (36 боксов). Постановлением Главы г.Перми от 21.08.2001 г. для ГСК ** предоставлен земельный участок, площадью 266,3 кв.м. 17.09.2001 г. заключен договор аренды земельного участка, которым ГСК предоставлялось право производства проектно-изыскательских работ для строительства надземных стоянок закрытого типа. В 2006 г. в члены ГСК ** были приняты ещё 6 человек. В связи с тем, что в кооперативе часто менялось руководство, документация фактически не велась, дополнительные члены кооператива (для которых и предназначался дополнительный земельный участок),построившие 7 гаражных боксов, не смогли подготовить соответствующие документы для установления прав собственности на гаражи. На основании Распоряжения начальника Департамента земельных отношений Администрации города Перми от 04.10.2010 г. было прекращено право аренды ГСК ** на земельный участок 1 645,8 кв.м. Взамен предоставлен земельный участок 1428 кв.м с учетом 36 гаражных боксов. Новые 7 гаражных боксов оказались на земельном участке, который фактически был изъят по указанному Распоряжению. Истец является застройщиком 2 гаражных боксов на этом земельном участке. Гаражные боксы построены им в то время, когда он был членом ГСК **, в тот период, когда земельный участок был выделен для строительства гаражных боксов. Гаражные боксы, согласно заключению специалистов Пермского центра независимых экспертиз, являются эксплуатируемыми закрытыми надземными стоянками и соответствуют строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности. Гаражные боксы, площадью 49,155 кв.м. и 53,07 кв.м. соответствуют СНиП, расположены на земельном участке, прилегающем к комплексу гаражно-строительных кооперативов, не нарушают права и охраняемые законом интересы других граждан, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований просит в апелляционной жалобе Администрация города Перми. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что земельный участок 266,3 кв.м. был предоставлен лишь для проведения проектно-изыскательских работ сроком на 1 год. Целевым использованием этого участка не являлось строительство. Вывод суда о том,что новые 7 гаражных боксов оказались на участке, который был фактически изъят по распоряжению начальника Департамента земельных отношений является несостоятельным, так как данные гаражные боксы были построены на дополнительном земельном участке 266,3 кв.м., который не изымался по распоряжению начальника Департамента земельных отношений, а земельный участок 1 645,8 кв.м. изначально был предоставлен под выстроенные гаражи (36 боксов). В материалах дела отсутствуют доказательства, что гаражи боксы были построены на земельном участке, предоставленном для строительства. Истцом не были получены разрешения как на строительство так и на ввод объекта в эксплуатацию. Следовательно, спорный объект является самовольной постройкой. Дальнейшие доводы жалобы сводятся к тому, что спорный объект отвечает признакам самовольной постройки, установленным ст.222 ПК РФ, поскольку он создан в отсутствие разрешений на его строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ( ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела,неправилъным применением судом норма материального права.

В соответствии с п.п.1,4 ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Как следует из п.п 1,2,3 ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как установлено судом первой инстанции, Дорофеев Н.А., являлся членом ГСК **, расположенного по адресу: г. Пермь, ГСК ** по ул. ****, западнее жилого дома № ** в Свердловском районе г. Перми с 2007 года. Имеет на праве собственности гаражный бокс № **, а также является собственником 1/36 доли земельного участка в праве собственности на земельный участок по указанному адресу. Постановлением Главы города Перми № ** от 13.10.98 г. ГСК № ** был предоставлен в пользование земельный участок площадью 1 645,8 кв. м. под выстроенные гаражи (36 боксов). В связи с чем, был заключен договор аренды земельного участка ** от 20.11.1998г. Постановлением Главы города Перми № ** от 21.08.2001г. для ГСК ** был предоставлен земельный участок, площадью 266,3 кв.м. 17.09.2001 года был заключен договор аренды этого земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ, согласно которому ГСК № ** предоставлялось право производства проектно-изыскательских работ для строительства надземных стоянок закрытого типа. Согласно выписке из протокола общего собрания ГСК ** от 25.07.2004 года в состав членов кооператива, включающий 36 человек, были приняты ещё 6 человек, вследствие чего, выстроено дополнительно 7 гаражных боксов. Истец является одним из застройщиков этих 7 гаражных боксов. Им построены два крайних гаражных бокса по адресу: г. Пермь, северо-западнее ГСК ** по ул. **** г. Перми. Распоряжением начальника департамента земельных отношений Администрации города Перми № ** от 04.10.2010 г. было прекращено право аренды ГСК ** на земельный участок 1 645,8 кв.м. Взамен был предоставлен земельный участок 1 428 кв.м., с учётом ранее построенных 36 гаражных боксов, в состав которых новые 7 гаражных боксов не вошли.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что 7 гаражных боксов были построены на дополнительном земельном участке, выделенном для расширения ГСК ** с принятием новых членов ГСК. Распоряжением начальника департамента земельных отношений Администрации города Перми № ** от 04.10.2010 г. было прекращено право аренды ГСК ** на земельный участок 1 645,8 кв.м. Взамен был предоставлен земельный участок 1 428 кв.м. В результате. новые 7 гаражных боксов оказались на участке, который был фактически изъят по Распоряжению начальника Департамента земельных отношений. Одним из застройщиков этих 7 гаражных боксов является истец, выстроивший два крайних гаражных бокса. Спорные гаражные боксы построены в то время, когда истец был членом ГСК ** и когда земельный участок, на котором истец построил гаражные боксы, был выделен именно для этих целей - для строительства надземных крытых стоянок -гаражных боксов. Два крайних гаражных бокса по адресу: г. Пермь, северо-западнее ГСК ** по ул. ****, согласно заключению специалиста Пермского центра независимых экспертиз № ** от 24.01.2012 г., являются эксплуатируемыми закрытыми надземными стоянками и соответствуют строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности. Таким образом, индивидуальные гаражные боксы площадью, 49,155 кв.м.( 5,65 м х 8,7 м) и 53,07 кв.м. (6,1 м х 8,7 м ), соответствуют СНиП 21-02-99, являются гаражными боксами, расположены на земельном участке, прилегающем к комплексу гараж-но-строительных кооперативов. Их сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с чем, суд нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в соответствии с положениями п.3 ст.222 ГК РФ.

Судебная коллегия находит выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, Постановлением Главы города Перми № ** от 13.10.98 г. ГСК № ** был предоставлен в аренду на 15 лет земельный участок, площадью 1 645,8 кв.м. под выстроенные гаражи (36 боксов) западнее жилого дома № ** по ул. **** в Свердловском районе. При этом, на ГСК № ** возлагалась обязанность не допускать нового строительства и реконструкции гаражей без согласования с комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города. На основании указанного Постановления, 20.11.1998 г. Администрацией города Перми (арендодатель) и ГСК ** (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, площадью 1645,8 кв.м. для использования под выстроенные гаражи (36 боксов). В соответствии с указанным договором, арендатору предоставлялось право производить с разрешения арендодателя улучшения земельного участка, возводить на земельном участке здания, сооружения и иные объекты недвижимости. Распоряжением начальника Департамента земельных отношений Администрации города Перми от 04.10.2010 г. № ** прекращено право ГСК № ** аренды земельного участка, площадью 1645,8 кв.м. по ул.**** западнее жилого дома № ** в Свердловском районе.

Собственникам гаражей-боксов ГСК ** предоставлен в общую долевую собственность за плату земельный участок, площадью 1428 кв.м., согласно приложению, по ул.**** западнее жилого дома № ** в Свердловском районе. Из Приложения к указанному распоряжению следует, что земельный участок предоставлен под 36 гаражей-боксов, принадлежащих членам ГСК **, в том числе, Дорофееву Н.А.(гараж-бокс № **). Таким образом, изначально под существующие гаражи был отведен земельный участок, площадью 1 645,8 кв.м. под 36 построенных гаражей-боксов. После прекращения права аренды, собственникам 36 гаражей-боксов был предоставлен в общую долевую собственность фактически занятый этими гаражами-боксами земельный участок, площадью 1428 кв.м. Таким образом, в пользовании ГСК ** до 04.10.2010 г. находился земельный участок, площадью 1645,8 кв.м., который при предоставлении в собственность членов ГСК ** был уменьшен до фактически занимаемой 36 гаражными боксами площади 1428 кв.м.- на 217,8 кв.м.

Постановлением Главы города Перми от 21.08.2001 г. ГСК ** был предоставлен земельный участок площадью 266,3 кв.м. сроком на один год для проведения проектно-изыскательских работ для строительства надземных стоянок закрытого типа При этом, согласно указанного Постановления, арендатору не разрешалось приступать к строительным работам на участке до разработки проекта, согласования его в установленном порядке, получения положительного заключения вневедомственной экспертизы проекта и разрешения городской инспекции архитектурно-строительного отдела.

17.09.2001 года Администрацией города Перми и ГСК ** был заключен договор аренды № ** этого земельного участка, согласно которому ГСК № ** предоставлялось право производства проектно-изыскательских работ. Срок действия договора аренды был установлен на 1 год-с 21.08.2001 г. по 20.08.2002 г., право аренды прекращалось со дня истечения срока аренды. Арендатору предоставлялось преимущественное право на продление срока договора по письменному заявлению, направленному не позднее. чем за 60 календарных дней до истечения срока договора.

Суду не представлено доказательств разрешения ГСК ** производства строительных работ на участке, площадью 266,3 кв.м. в порядке, предусмотренном Постановлением от 21.08.2001 г. и договором аренды: наличия согласованного в установленном порядке проекта, а также, положительного заключения вневедомственной экспертизы проекта и разрешения городской инспекции архитектурно-строительного отдела не имеется. Как пояснила представитель Администрации города Перми судебной коллегии, разрешение на строительство не выдавалось. Срок действия постановления от 21.08.2001 г. и срок договора аренды земельного участка, площадью 266,3 кв.м. закончились через год- 20.08.2002 г. Доказательств продления срока договора аренды нет.

Как следует из имеющихся в материалах дела и представленных по запросу судебной коллегии Выкопировок из планов земельного участка и из пояснений участников процесса, земельный участок, площадью 266,3 кв.м. находится за пределами изначально предоставленного ГСК ** земельного участка, площадыо 1 645,8 кв.м. Таким образом, в состав изначально предоставленного ГСК ** земельного участка, площадью 1645,8 кв.м. земельный участок, площадью 266,3 кв.м. не входил; на момент издания Распоряжения начальника Департамента земельных отношений Администрации города Перми от 04.10.2010 г. № ** о прекращении права ГСК № ** аренды земельного участка, площадью 1645,8 кв.м., сроки действия Постановления от 21.08.2001 г. и договора аренды земельного участка, площадью 266,3 кв.м. закончились. Фактически после окончания срока действия договора аренды этот земельный участок ГСК ** не был предоставлен ни на каких условиях. В связи с чем, указанным Распоряжением земельный участок, площадью 266,3 кв.м. не мог быть изъят и не изымался у ГСК **. При таких обстоятельствах, довод жалобы о том,что земельный участок, площадью 266,3 кв.м. не изымался по распоряжению начальника Департамента земельных отношений в 2010 г. является обоснованным.

Согласно Выписки из протокола общего собрания ГСК ** от 25.07.2004 г., шесть новых членов ГСК были приняты в члены ГСК 25.07.2004 г. Истец указал, что он является членом ГСК ** с 2007 года Из Заключения специалиста Пермского Центра независимых экспертиз видно, что год постройки спорных гаражных боксов-2007. Таким образом и принятие новых членов ГСК (в том числе истца) и строительство спорных гаражных боксов происходило после окончания договора аренды земельного участка, площадью 266,3 кв.м. Иных доказательств правомерности нахождения этого земельного участка в пользовании ГСК ** и разрешения строительства на этом земельном участке гаражных боксов не имеется. Однако, из пояснений участников процесса и материалов дела следует, что спорные гаражи боксы возведены на этом земельном участке.

Таким образом, выводы суда о том, что новые 7 гаражных боксов оказались на участке, который был фактически изъят по Распоряжению начальника Департамента земельных отношений; спорные гаражные боксы построены в то время, когда истец был членом ГСК ** и когда земельный участок, на котором истец построил гаражные боксы, был выделен именно для этих целей - для строительства надземных крытых стоянок -гаражных боксов не соответствуют обстоятельствам дела.

Поскольку спорные гаражные боксы созданы на земельном участке, не отведенном ГСК ** или истцу для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, созданы без получения на это необходимых разрешений, они являются самовольной постройкой. Оснований для признания за истцом права собственности по п.3 ст.222 ГК РФ в данном случае не имеется, так как земельный участок, на котором расположены спорные гаражи, ГСК ** под строительство не выделялся. В связи с чем, согласно ст.222 ГК РФ за истцом не может быть признано право собственности на спорные гаражные боксы.

Решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 06.12.2012 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Дорофееву Н.А. в удовлетворении требований о признании права собственности на индивидуальные капитальные гаражи, площадью 49,155 кв.м. и 53,07 кв.м., расположенные по адресу г. Пермь, северо-западнее ГСК ** по ул. **** г. Перми, отказать.

Председательствующий ^

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка