СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июня 2013 года Дело N 33-4701

19 июня 2013 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кавуновой В.В.

судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.

при секретаре Горской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 марта 2013 года по делу по иску Трегуба Ю. И. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию.

Заслушав доклад судьи Кавуновой В. В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Трегуб Ю.И. обратился в суд с иском о признании решения ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края об отказе в назначении пенсии *** от ДД.ММ.ГГ незаконным, просил обязать ответчика, включить в специальный педагогический стаж период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, период прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГ.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Ответчик необоснованно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, засчитав в специальный стаж ДД.ММ.ГГ лет ДД.ММ.ГГ месяцев ДД.ММ.ГГ дней, исключив военную службу по призыву и по контракту.

Решением Алейского городского суда Алтайского края от 21 марта 2013 года исковые требования Трегуба Ю. И. удовлетворены частично.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края возложена обязанность, включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трегуба Ю. И. период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - ДД.ММ.ГГ год ДД.ММ.ГГ месяцев ДД.ММ.ГГ дня в календарном исчислении.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, в пенсионном законодательстве, отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР. Исключение составляло постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1959 № 1397 (утратило силу с 1 октября 1993 года), положениями которого предусматривалось включение рассматриваемого периода в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенных условиях.

В соответствии с пунктом 1, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывались периоды службы в составе Вооруженных сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Лица, служившие в составе Вооруженных сил СССР, и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров РСФСР от 17.12.1959 № 1397, установившего конкретные условия, при которых указанные периоды могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Действующим законодательством не предусматривается возможность включения в стаж на соответствующих видах работ рассматриваемого периода (служба в составе Вооруженных сил СССР), следовательно, правовых оснований принимать их во внимание в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 328-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Трегуб Ю.И. обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту Закон).

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГ *** отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия на дату обращения требуемого специального стажа 25 лет, так как стаж заявителя составил ДД.ММ.ГГ лет ДД.ММ.ГГ месяцев ДД.ММ.ГГ дней. При этом ответчиком не включен в трудовой стаж период прохождения истцом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и период военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Согласно пункту 3 статьи 28 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы Трегуба Ю.И. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Принимая во внимание, что на момент обращения Трегуба Ю.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах доводы жалобы, направленные на иное толкование указанных норм права, не могут быть приняты.

В остальной части решение суда не обжаловано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка