СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 июня 2013 года Дело N 33-5134

03 июня 2013 года г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Баимовой И.А., Охременко О.В.,

при секретаре Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.

дело по иску Головлева РП. к Сибирскому филиалу Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным исключения из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений,

по апелляционной жалобе Головлева Р.П.,

на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21 марта 2013г., которым постановлено:

«Исковые требования Головлева РП. к Сибирскому филиалу Федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о восстановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях с 30.11.2009г. оставить без удовлетворения».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Головлев Р.П. обратился в суд с иском к Сибирскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным исключения из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, просил обязать ответчика восстановить его и членов семьи в списках лиц, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с даты подачи рапорта, то есть с 30.11.2009г., взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Требования мотивированы тем, что он является действующим сотрудником МЧС России и проходит службу с 13.05.1992г. 01 апреля 1999г. ему было предоставлено служебное жилое помещение - однокомнатная квартира, расположенная по адресу:  ... , жилой площадью 17.4 кв.м. На основании рапорта, решением жилищно-бытовой комиссии 22 декабря 2009 года он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения. Целью постановки на жилищный учет являлось предоставление служебного жилого помещения на период службы по учетной норме, то есть не менее 15 кв.м на каждого члена семьи, а также получение впоследствии государственного жилищного сертификата. Решением постоянно действующей комиссии № 12 от 14.06.2012 года Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» он был исключен из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью служебным жилым помещением для проживания по месту прохождения службы в г.Зеленогорске. С данным решением не согласен, поскольку предусмотренные ст.56 ЖК РФ основания для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отсутствовали. Решение об этом также принято ответчиком в нарушение установленного ч.2 ст.56 ЖК РФ 30-дневного срока. Ссылаясь на нормативные акты, указывает на то, что получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения сотрудника из списков очередников на улучшение жилищных условий. При его предоставлении не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет (кроме супругов), сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения. В связи с принятием ответчиком данного решения он лишен права на реализацию социальных прав и гарантий, предусмотренных Жилищным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Головлев Р.П. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Головлева Р.П. и представителя третьего лица ФГКУ «Специальное управление ФПС №19 МЧС России» Безручко М.В., поддержавших доводы жалобы и настаивающих на отмене решения, представителя ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Скакуна В.В., согласившегося с решением суда и возражавшего против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом, Головлев Р.П. с 13.05.1992г. проходит службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС» № 19 МЧС России в г.Зеленогорск, в настоящее время замещает должность старшего инженера-руководителя дежурной смены СПЧ-2 ФГКУ «Специализированное управление ФПС № 19 МЧС России». На основании постановления № 444-п от 30.03.1999г. и ордера на жилое помещение от  ...  выданного Администрацией г.Красноярск-45, Головлеву Р.П. была предоставлена служебная однокомнатная квартира, расположенная по адресу:  ...  жилой площадью 17,4 кв.м. 06.03.2001г. брак между Головлевым Р.П. и ГГА. прекращен. 28.09.2001г. истец зарегистрировал брак с ГТН. от которого родился ребенок ГБР., 11.12.2007 года рождения. Согласно справки МУП ГЖКУ от 05.10.2010г., в квартире  ...  в настоящее время проживают ГРП.., ГТН.., их сын ГБР. в указанной квартире продолжает оставаться зарегистрированной бывшая жена истца ГГА.

В соответствии со ст.8 ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

В судебном заседании установлено, что 30.11.2009г. Головлев Р.П. обратился к начальнику Специального управления ФПС № 19 МЧС России с рапортом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на состав семьи 3 человека: истца, супруги ГТН. и сына ГБР.., 2007 года рождения. Согласно протоколу № 14-09 заседания жилищно-бытовой комиссии от 22.12.2009г. он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на жилое помещения специализированного жилого фонда. Также из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФГКУ «Специализированное управление ФПС № 19 МЧС России» №2 от 28.09.2011г. следует, что во исполнение письма ДПСС МЧС России от 15.09.2011г. № 18-10-22-3818 ФКУ «Специальное управление ФПС № 19 МЧС России» проведена проверка учетных (жилищных) дел на наличие документов, послуживших основанием для принятия на учет сотрудников в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В результате данной проверки жилищно-бытовой комиссией ФПС № 19 принято решение об уточнении п.1 резолютивной части протокола заседания жилищно-бытовой комиссии № 49-19 от 22.12.2009г. и признании ГРН. нуждающимся в жилых помещениях с даты подачи рапорта - 30.11.2009г.

Решением постоянно действующей комиссии по учету сотрудников ФПС государственной противопожарной службы, нуждающихся в служебных жилых помещениях, № 12 от 14.07.2012г. Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Головлев Р.П. был исключен из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в системе МЧС России. Основанием к принятию данного решения комиссией указана обеспеченность истца служебным жилым помещением для проживания по месту прохождения службы по адресу:  ...  общей площадью 17,4 кв. м, представленным администрацией г.Красноярска-45 на основании ордера от  ...

Признание сотрудников Управления ГПК № 19 ГУГПС МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось до 01.03.2005г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст.52 ЖК РФ, вступившим в законную силу 01 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Таким образом, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Судом установлено и данное обстоятельство не оспаривалось истцом, что до 01 марта 2005г. Головлев Р.П. с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в Управления ГПК № 19 ГУГПС МЧС России не обращался.

Анализируя приведенные положения закона применительно к сложившейся ситуации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Головлев Р.П. не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (не поставлен органами местного самоуправления на соответствующий учет), следовательно, решение жилищной комиссии от 14.07.2012г. об исключении его из списка сотрудников ФПС, содержащихся за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, соответствует закону, так как право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма имеют только сотрудники ФПС, принятые на учет до 01 марта 2005г. (п.14 раздела III порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС России №5 от 12.01.2012г.).

При этом, Головлев Р.П. не лишен права на улучшение жилищных условий, в том числе в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, с учетом соблюдения условия о постановке на соответствующий учет органами местного самоуправления.

Доводы истца о незаконности исключения его из списка лиц, состоящих в очереди на получение жилой площади по договору социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление сотрудникам федеральной противопожарной службы, принятым на учет после 01.03.2005г., жилых помещений на условиях социального найма законодательными актами не установлено.

В судебном заседании также установлено, что решением жилищной комиссии Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» № 12 от 14.07.2012г. Головлев Р.П. был исключен из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, в связи с обеспеченностью служебным жилым помещением для проживания по месту прохождения службы, расположенным по адресу:  ...  общей площадью 17,4 кв. м, предоставленным администрацией г.Красноярска-45 на основании ордера от  ...

В соответствии с ч.2 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Пунктом 1 раздела I «Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений» определено, что настоящий Порядок устанавливает правила учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы и членов их семей, нуждающихся в том числе в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений.

В соответствии с разделом II данного Порядка, принятие на учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, проходящих службу в подразделениях МЧС России, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа. Решение о предоставлении служебных жилых помещений сотрудникам ФПС принимается комиссией в порядке очередности, на основании соответствующих документов, исходя из даты принятия на учет сотрудников и с учетом социальных гарантий, установленных законодательными и иными правовыми актами.

При этом, приказ МЧС России от 12.01.2012г. № 5 «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений» не содержит критериев определения лиц, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений.

Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений, (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или лиц по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

При этом, в соответствии с ч.2 ст.99 ЖК РФ единственным основанием для предоставления служебных жилых помещений является не обеспеченность сотрудников Федеральной противопожарной службы жилыми помещениями для постоянного проживания в соответствующем населенном пункте.

Согласно ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры.

Как следует из материалов дела, на момент постановки на жилищный учет 30.11.2009г. и в настоящее время Головлев Р.П. с членами семьи проживает в однокомнатной квартире  ... , которая была предоставлена ему 01.04.1999г. и является служебным жилым помещением.

На момент предоставления истцу данного жилого помещения требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002г. № 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" были соблюдены.

Головлеву Р.П. представлено служебное жилое помещение на состав семьи из двух человек, являющихся супругами, в пределах социальной нормы площади жилья, данное жилое помещение являлось благоустроенным и соответствовало санитарным и техническим нормам.

При этом, в соответствии с ч.2 ст.99 ЖК РФ такое основание для постановки на учет нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения как обеспеченность служебным жилым помещением менее социальной нормы жилплощади отсутствует.

Таким образом, поскольку единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца оснований для оставления его на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений.

А поскольку по материалам дела установлено, что право истца на предоставление жилого помещения ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МСЧ России» Сибирский филиал нарушено не было, поскольку у ответчика отсутствует установленная законом обязанность по предоставлению истцу жилого помещения как по договору социального найма, так и служебного жилого помещения, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы жалобы истца о незаконности снятия его с учета на улучшение жилищных условий и предоставления ему служебного жилого помещения не менее социальной нормы жилплощади со ссылкой на то, что истец в настоящее время не обеспечен жилой площадью в соответствии с социальной нормы, составляющей 15 кв.м, также не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку в соответствии со ст.93, ч.2 ст.99 ЖК РФ правом на обеспечение служебными жилыми помещениями обладают только сотрудники ФПС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания в населенном пункте по месту прохождения службы, в то время как истец обеспечен служебным жилым помещением, расположенным в г.Зеленогорске, то есть по месту прохождения им службы.

Не может быть принята во внимание и ссылка истца на Постановление Правительства РФ от 16.03.2013г. № 217 «Об установлении категорий сотрудников, в том числе ФПС МЧС России, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов», поскольку на момент принятия ответчиком оспариваемого истцом решения данное постановление не действовало.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца не установлено.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Головлева Р.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка