• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 04 июня 2013 года Дело N 33-5380/2013
 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Железчиковой А.В.

Судей Мальцевой М.Е. и Казанцевой Е.С.

При секретаре Тупицыной П.В.

Рассмотрела в заседании судебной коллегии 4 июня 2013 года апелляционную жалобу третьего лица Министерства социального развития Пермского края на решение Верещагинского районного суда (постоянное судебное присутствие в с.Сива) от 13 марта 2013 года по иску Мешкова Г.Н. к МБУЗ «***» о предоставлении в полном объеме льгот по коммунальным услугам и взыскании задолженности компенсации за теплоснабжение, которым постановлено: Требования Мешкова Г.Н, к МБУЗ «***» удовлетворить.

Возложить на МБУЗ «***» обязанность по предоставлению Мешкову Г.Н. льготы за электроотопление в полном объеме. Взыскать с МБУЗ «***» в пользу Мешкова Г.Н. в возмещение расходов на электроотопление за 2012 год *** рублей, в возмещение госпошлины 200 рублей.

Заслушав доклад судьи Мальцевой М.Е., судебная коллегия

Установила:

Мешков Г.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивировал тем, что работает врачом-стоматологом в Сивинской ЦРБ, имеет в собственности дом в ****.

Как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, он в соответствии с законом Пермской области от 30.11.2004 года за № 1845-395, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Между тем ему ответчиком - МБУЗ «***» - его расходы по отоплению жилого дома компенсируются не полностью, в частности, за период с 1 сентября по 31 декабря 2012 года ему не компенсированы указанные расходы на сумму ***руб., которые он и просил взыскать с ответчика, а так же просил возложить на *** обязанность впредь компенсировать ему расходы на отопление жилого помещения в полном объеме.

В судебном заседании Мешков Н.Г. заявленные требования поддержал, уточнил заявленную ко взысканию сумму, просил взыскать компенсацию расходов в сумме *** рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, заявленные истцом требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе третье лицо - Министерство социального развития Пермского края с решением не согласно, указывая на неверное применение судом норм материального права. Указывает, что ст.3 закона Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004 года в ст.3 предусматривает для работников здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, предоставление компенсации на электроотопление жилого дома в размере, ограничиваемом полуторакратной социальной нормой площади жилого помещения, но не выше фактической площади жилого помещения, а также объемом потребленной услуги электроснабжения для отопления, но не выше утвержденных в установленном порядке нормативов. Жилое помещение истца имеет площадь в 143 кв. метра, в связи с чем компенсация всех его расходов на отопление этого жилого помещения произведена быть не может. Просит решение отменить, постановить по делу новое решение об отказе Мешкову Г.Н. в удовлетворении его требований.

В заседании судебной коллегии Мешков Н.Г. с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав Мешкова Н.Г., судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, в связи с неверным применением норм материального права, с постановлением нового решения об отказе Мешкову Н.Г. в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения граждан Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. При этом согласно положению п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации федеральных законов по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется Российской Федерацией в виде субвенций бюджетам субъектов. Финансирование обязательств, связанных с реализацией законов субъектов РФ, не является расходным обязательством Российской Федерации в соответствии со ст. 84 БК РФ, а отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ в соответствии со ст. 85 БКРФ.

В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавшей до 1 января 2005 года, работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей действительно имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством.

Однако со вступлением в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принцип установления системы мер социальной поддержки льготных категорий граждан, к которым относятся и медицинские работники, изменился, что не было учтено судом первой инстанции при постановлении решения по данному делу.

С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 50 статьи 35 вышеназванного закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года положения ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшие предоставление медицинским работникам в сельской местности бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, прекратили свое действие, а в соответствии со статьей 63 Основ в редакции закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) по указанным правоотношениям было предусмотрено, что :

меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 63 Основ).

меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 63 Основ).

- меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6 статьи 63 Основ).

Основы законодательства об охране здоровья граждан прекратили свое действие с 25 июня 2012 года в связи с принятием ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ, согласно ч.2 ст.72 которого Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Во исполнение указанной нормы Правительством РФ 17.10.2011 года принято постановление № 839, которым в целях осуществления социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях, предусмотрена социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, их отоплению и освещению в размере 1200 рублей.

При этом ни данным постановлением, ни иными нормативными актами не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета медицинским работникам в сельской местности, работающим в муниципальных медицинских учреждениях и медучреждениях, финансируемых из бюджета субъекта РФ.

Таким образом, за весь оспариваемый истцом период - с 1.09.2012 года и по настоящее время предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения, работающим в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения, является полномочиями органов местного самоуправления, однако федеральное законодательство допускает предоставление таких мер за счет средств субъекта РФ в качестве предусмотренной законом субъекта РФ дополнительной меры социальной поддержки.

Пунктом 1 статьи 3 Закона Пермской области N 1845-395 от 30 ноября 2004 года "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг" предусмотрено, что социальная поддержка, в том числе, работников здравоохранения, работающих в государственных и муниципальных учреждениях, предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату: жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных и коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

В силу пункта 2 статьи 3 указанного Закона, размер денежной выплаты устанавливается исходя из социальной нормы площади жилого помещения, установленной законодательством Пермского края, и нормативов потребления коммунальных услуг,

1) гражданам, проживающим по договору найма или социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, - в размере 1740 рублей в год;

2) гражданам, проживающим по договору найма и поднайма жилых помещений, находящихся в собственности физических и юридических лиц, или проживающим в жилых помещениях, находящихся у них на праве собственности, - в размере 1260 рублей в год.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона, в случае, если расходы граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размеры денежной выплаты, указанные в пункте 2 настоящей статьи, им наряду с денежной выплатой дополнительно выплачивается денежная компенсация расходов, определенная согласно абзацу второму данного пункта.

При этом денежная компенсация устанавливается в размере, равном разнице между суммой расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенной исходя из полуторакратной социальной нормы площади жилого помещения, установленной законодательством Пермского края, и объема потребленных услуг, в том числе - электроснабжения для целей отопления, определяемого по показаниям приборов учета, но не выше норматива, используемого для предоставления мер социальной поддержки, и утвержденного в установленном порядке.

Указанный Закон Пермской области был оспорен в судебном порядке, в том числе и статья 3 Закона в части размеров компенсаций. Решением Пермского краевого суда от 16 марта 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 года, в признании оспоренных положений закона недействующими было отказано.

Согласно ст.4 Закона Пермского края от 7 мая 2007 года № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении субсидий...», стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается:

для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. метра;

для семьи из 2 человек - 42 кв. метра;

для семьи из 3 и более человек - 18 кв. метров на человека.

Постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2006 года норматив потребления услуг электроснабжения для целей отопления жилого помещения установлен в 26 киловатт на 1 кв.метр в месяц.

Проанализировав приведенные выше положения федерального и регионального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения краевого законодательства, устанавливающие льготы по оплате коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, не свидетельствуют об ущемлении прав и свобод граждан, сокращении совокупного объема финансирования соответствующих льгот, ухудшении условий их предоставления и не противоречат федеральному законодательству.

Действующее федеральное законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки определенным категориям работников, в том числе работникам муниципальных организаций здравоохранения в качестве дополнительной меры социальной поддержки, реализуемой за счет средств краевого бюджета по правилам и положениям, установленным законом субъекта, в данном случае - законом Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004 года в ныне действующей редакции.

Как следует из материалов дела, и истцу на праве собственности принадлежит домовладение, площадь которого составляет 143 кв.метра (л.д.12) и которое отапливается электроэнергией в соответствии с договором (л.д.15-17).

Размер компенсации коммунальных услуг, выплаченных истцу в период с сентября по декабрь (включительно) 2012 года в общей сумме 9405.95 рублей (л.д.14, 6), свидетельствует о том, что компенсацию в установленном ст.3 Закона Пермской области № 1845-395 истец получил.

Вместе с тем предусмотренных вышеприведенными нормативными актами оснований для компенсации ему расходов на электроотопление всего жилого дома не имеется, в связи с чем постановленное по делу решение подлежит отмене, как постановленное при неверном толковании и применении норм материального права с постановлением нового решения от отказе Мешкову Г.Н. в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

Определила:

Решение Верещагинского районного суда (постоянное судебное присутствие в с.Сива) от 13 марта 2013 года по иску Мешкова Г.Н. к МБУЗ «***» отменить.

Постановить по делу новое решение, которым Мешкову Г.Н. в удовлетворении иска к МБУЗ «***» отказать.

Председательствующий-

Судьи:



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5380/2013
Принявший орган: Пермский краевой суд
Дата принятия: 04 июня 2013

Поиск в тексте