СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июня 2013 года Дело N 33-6878/2013

26 июня 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Мун Г.И.,

судей: Василенко С.К., Гулян Р.Ф.,

при секретаре Стрепетовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области Соколова Н. И.

на решение Центрального районного суда города Волгограда от 18 марта 2013 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области об обязании обратиться в Министерство культуры Волгоградской области с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия федерального значения - удовлетворить частично.

Обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области обратиться в Министерство культуры Волгоградской области с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия федерального значения «Развалина Сарай-Берке (Новый Сарай)», расположенного в  ... .

В части требований прокурора Ленинского района Волгоградской области о возложении на Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области исполнить вышеуказанную обязанность в срок до 01.02.2013 года - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., объяснения представителя Министерства культуры по Волгоградской области по доверенности Зайцеву И.Е., прокурора Мамину Н.Л. возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

у с т а н о в и л а:

Прокурор Ленинского района Волгоградской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Волгоградской области с требованием об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия федерального значения.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района Волгоградской области 25 августа 2012 года, с привлечением главного специалиста отдела организации государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры Волгоградской области, была проведена проверка исполнения требований земельного, градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и их охранных зон.

В ходе проведенной проверки было установлено, что «Развалины Сарай - Берке (Новый Сарай), расположенные по адресу:  ... », является археологическим памятником золотоордынского времени, представляет собой объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения, при этом, на момент проведения проверки указанный памятник культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии.

Так же в ходе проверки было установлено, что Российская Федерация является собственником объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай - Берке (Новый Сарай)», границы которого установлены приказом Министерства культуры Волгоградской области от  ...  № <...>. При этом Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области, в нарушение требований действующего законодательства, до сегодняшнего дня не оформило охранное обязательство на вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения.

Учитывая, что охранное обязательство на объект культурного значения не оформлено, меры к его оформлению не приняты, при этом памятник культуры находится в неудовлетворительном состоянии, используется жителями для выпаса домашнего скота и под свалку бытового и строительного мусора, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, уточнив исковые требования, просит возложить на Территориальное Управление Росимущества в Волгоградской области обязанность, в срок до 01.02.2013 года обратиться в Министерство культуры Волгоградской области с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия федерального значения «Развалина Сарай - Берке (Новый Сарай)», расположенного по адресу:  ... .

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области Соколов Н.И., обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда города Волгограда от 18 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения заявленных требований.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения нарушил нормы материального права.

Представитель Министерства культуры Волгоградской области Гепфнер В.П., полагая решение суда законным и обоснованным, просит в письменном отзыве об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 321.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Таких оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 4 статьи 48 указанного Закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.

Согласно пункта 59 Постановления Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об охране и использовании памятн7иков истории и культуры», порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

На основании пункта 2.1 раздела 2 «Полномочия министерства» Положения о министерстве культуры Администрации Волгоградской области от  ...  № <...>-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры Волгоградской области», Министерство культуры Волгоградской области оформляет охранные обязательства собственников объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с уполномоченным федеральным органом) и объектов культурного наследия регионального значения.

В соответствии с пунктом 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района Волгоградской области, во исполнение задания прокуратуры Волгоградской области, 25 августа 2012 года, с привлечением главного специалиста отдела организации государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры Волгоградской области, была проведена проверка исполнения требований земельного, градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и их охранных зон.

В ходе проведенной проверки было установлено, что «Развалины Сарай - Берке (Новый Сарай), расположенный по адресу:  ... », является археологическим памятником золотоордынского времени, представляет собой объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения, при этом, на момент проведения проверки указанный памятник культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии.

Указанные обстоятельства, так же подтверждаются постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № <...>, согласно которого объект культурного наследия «Развалины Сарай - Берке (Новый Сарай)» поставлен на государственную охрану как памятник археологии и подлежит охране как памятник государственного значения.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того на чьем балансе они находятся.

Исходя из положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» право собственности на «Развалины Сарай - Берке» (Новый Сарай) принадлежит Российской Федерации.

Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденным приказом Федерального агентства по Управлению государственным имуществом № 63, именно ТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом и осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

Приказом Министерства культуры Волгоградской области от 04.07.2012 года № <...> были установлены границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Развалины Сарай - Берке (Новый Сарай)».

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, судом первой инстанции правомерно установлено, что Российская Федерация, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, является собственником объекта культурного наследия «Развалины Сарай - Берке (Новый Сарай)», при этом, именно на собственнике объекта культурного наследия с момента приобретения памятника лежит обязанность обратиться в орган охраны объектов культурного наследия за получением охранного обязательства

Как следует из акта проверки от 25 августа 2012 года, проведенной прокуратурой Ленинского района Волгоградской области, с привлечением главного специалиста отдела организации государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры Волгоградской области, вышеуказанный памятник культурного наследия федерального значения находится в неудовлетворительном состоянии, используется жителями для выпаса домашнего скота и под свалку бытового и строительного мусора, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области, в нарушение требований действующего законодательства, до сегодняшнего дня не оформило охранное обязательство на вышеуказанный объект культурного наследия федерального значения, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, участвующими в деле.

Таким образом, учитывая, что уклонение ответчика от заключения охранного обязательства влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом обязанность по оформлению охранного обязательства законодательно закреплена за собственником объекта культурного наследия, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Ленинского района Волгоградской области и возложения на собственника объекта культурного наследия - ТУ Росимущества Волгоградской области, обязанности по оформлению охранного обязательства на указанный объект культурного наследия федерального значения.

При этом, суд первой инстанции обосновано не нашел оснований для установления конкретного срока, в течение которого ответчику необходимо обратится с заявлением в Министерство культуры Волгоградской области об оформлении охранного обязательства на вышеуказанный объект культурного наследия, поскольку указанный срок закреплен законодательно, в том числе и пунктом 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № <...>.

Таким образом, оснований не согласиться с решением суда, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что охранное обязательство должно быть оформлено собственником и (или) пользователем земельного участка, под которым расположен археологический объект, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иное неправильное толкование норм действующего законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения, поскольку по существу повторяют позицию ответчика, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Центрального районного суда Волгограда от 18 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области Соколова Н. И. - без удовлетворения.

Председательствующий:  

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка