СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2013 года Дело N 33-1069/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.

судей Бажанова А.О.

Ганченковой В.А.

при секретаре судебного заседания Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 мая 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2013 года.

Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия

установила:

Алямкина Т.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Считала действия ответчика неправомерными и нарушающими ее законное право на досрочное пенсионное обеспечение.

Просила суд решение пенсионного органа об отказе ей в назначении пенсии отменить, обязать ответчика включить периоды её работы с 14 декабря 1985 года по 24 июня 1988 года в должности секретаря, заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров  ...  райкома ВЛКСМ, а также период отпуска по уходу за ребёнком с 31 октября 1992 года по 11 июля 1993 год в специальный стаж для назначения пенсии и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 11 октября 2012 года.

Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2013 года исковые требования Алямкиной Т.Б. удовлетворены.

В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства и указал, что спорные периоды работы Алямкиной Т.Б. в должности секретаря, заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров  ...  райкома ВЛКСМ нельзя включить в специальный стаж для назначения пенсии, поскольку должно применяться законодательство, действующее на момент обращения в пенсионный орган для назначения пенсии. Кроме того, истица не приобрела право на включение вышеназванных периодов работы, поскольку её педагогический стаж составляет менее двух третей стажа, требуемого для назначения педагогической пенсии. Так же суд неправильно пришёл к выводу о зачёте в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 31 октября 1992 года по 11 июля 1993 года.

В судебное заседание истица Алямкина Т.Б. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.106-109), о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркина И.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что 11 октября 2012 года Алямкина Т.Б. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 154010/2017-1005 от 6 ноября 2012 года Алямкиной Т.Б. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию, требуется 25 лет, имеется 22 года 3 месяца.

В специальный стаж не засчитаны периоды работы с 14 декабря 1985 года по 24 июня 1988 года в должности секретаря, заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров  ...  райкома ВЛКСМ, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 31 октября 1992 года по 11 июля 1993 года.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства и пришел к обоснованному выводу о необходимости включения спорных периодов работы истице в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

При этом судебная коллегия считает, что оценку пенсионных прав истице необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При определении должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действующего законодательства.

Суд первой инстанции, проверив законность отказа истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

Согласно записям в трудовой книжке Алямкина Т.Б. с 14 декабря 1985 года была избрана на должность секретаря, заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров  ...  райкома ВЛКСМ, 24 июня 1988 года была освобождена от занимаемой должности.

Удовлетворяя требования истицы, суд обоснованно исходил из требований действующего в спорные периоды ее работы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно подпункту «б» пункта 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа в выборных должностях в советских учреждениях и других общественных организациях, поскольку спорными периодами работы истицы являются периоды до 1 января 2002 года, ограничений для включения в специальный стаж которых указанным Положением не предусмотрено.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 указанного выше Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Указанное время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с упомянутым Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Основываясь на положении пункта 3.1. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Поскольку продолжительность педагогической деятельности Алямкиной Т.Б. на момент обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии без учета спорного периода работы в должности секретаря, заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров  ...  райкома ВЛКСМ, отпуска по уходу за ребёнком составляла 22 года 3 месяца, что более двух третей от необходимого двадцатипятилетнего стажа педагогической работы, районный суд обоснованно включил спорный период в специальный стаж истицы.

Таким образом, довод, указанный в апелляционной жалобе о том, что истица не приобрела право на включение периода работы секретарем, заведующего отделом учащейся молодёжи и пионеров  ...  райкома ВЛКСМ, поскольку её педагогический стаж составляет менее двух третей стажа, требуемого для назначения педагогической пенсии, не может быть принят во внимание по вышеуказанным основаниям.

Довод апелляционной жалобы начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. о том, что суд неправильно пришёл к выводу о зачёте в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 31 октября 1992 года по 11 июля 1993 года, отклоняется ввиду следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, до 6 октября 1992 года период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» также указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных выше нормативных актов, то с учетом положений статей 6 части 2, 15 части 4, 17 части 1, 18, 19 и 55 части 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, при оценке пенсионных прав истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истицей оспариваемых периодов работы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и получили в решении суда правильную оценку. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.

Судья - председательствующий Ю.П. Тамаров

Судьи А.О. Бажанов

В.А. Ганченкова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка