СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2013 года Дело N 11-4156/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аброськиной Е.А. судей Козиной Н.М., Зеленовой Е.Ф. при секретаре Калевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2013 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 февраля 2013 года по иску Пензиной О.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений.

Выслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пензина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (далее - ГУ УПФР в г. Магнитогорске) о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений.

В обоснование исковых требований указала, что ее супруг П.Ю.А. умер *** года. После его смерти на индивидуальном лицевом счете осталась накопительная часть трудовой пенсии. Пензина О.И. с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в ГУ УПФР в г.Магнитогорске в шестимесячный срок не обращалась, поскольку на момент смерти супруга пенсионные накопления еще не выплачивались, так как не был разработан порядок выплаты и не знала о возможности обращения с указанным заявлением.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Магнитогорске исковые требования не признала. Считает, что срок для обращения с заявлением о получении накопительной части пенсии истцом пропущен без уважительных причин.

Решением суда исковые требования удовлетворены, Пензиной О.И.

восстановлен срок для обращения в ГУ УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после смерти застрахованного лица П.Ю.А.В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ УПФР в г. Магнитогорске просит решение суда отменить. Считает, что суд необоснованно принял в качестве доказательств уважительности пропуска срока факт отсутствия у правопреемника сведении о сроке для обращения с таким заявлением.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, в судебном заседании участия не приняли, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права.

Принимая решение о восстановлении Пензиной О.И. срока на подачу в УПФР заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, суд исходил из того, что истица о наличии средств пенсионных накоплений не знала, извещений от ГУ УПФР в г. Магнитогорске не получала, и пришел к выводу, что отсутствие у правопреемников застрахованного лица информации о наличии средств пенсионных накоплений может лишить их возможности заявить о своем праве.

Между тем выводы суда не соответствуют закону, регулирующему спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела, 10 августа 2006 года умер муж Пензиной О.И. - П.Ю.А.., который зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Накопительная часть пенсии не была ему назначена, поскольку он не достиг пенсионного возраста, при жизни он не подавал заявления о распределении средств пенсионных накоплений и не определял лиц, имеющих право на получение указанных накоплений.

17 января 2013 года Пензина О.И. обратилась в ГУ УПФР в г. Магнитогорске с заявлением о выплате ей средств пенсионных накоплений на лицевом счете ее умершего мужа, но в связи с пропуском шестимесячного срока, предусмотренного для подачи заявления, оно принято не было.

2

Исходя из смысла п. 12 ст. 9, п. 12 ст. 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке его родственникам, к числу которых, в том числе, относятся правопреемники первой очереди -его супруг, дети, родители.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и п. 9 и п. 10 Правил выплат Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741, обращение правопреемников умершего застрахованного лица за выплатой средств пенсионных накопления осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, путем подачи в любой территориальный орган Пенсионного фонда по выбору правопреемника соответствующего заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

Согласно ст. 205 Гражданского кодекса РФ в исключительных случаях при наличии уважительных причин допускается возможность восстановления пропущенного срока.

Как следует из пояснений Пензиной О.И. в суде первой инстанции и содержания ее иска, причиной пропуска шестимесячного срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений явилось то, что она не знала о наличии средств пенсионных накоплений, кроме того, на момент смерти мужа не были приняты правила выплаты средств пенсионных накоплений.

Материалами дела подтверждается, что истец с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений обратилась более чем через шесть лет после смерти мужа, и более чем через пять лет после принятия Правил выплаты Пенсионным фондом средств пенсионных накоплений ( Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741 ).

Судебная коллегия полагает, что истец имела реальную возможность узнать о своих правах, связанных с выплатой средств пенсионных

3

накоплений, учтенных в лицевом счете умершего лица, и о наличии таких средств после утверждения данных Правил, поскольку она не является малограмотной, информация о порядке и сроке обращения является общедоступной, и обратиться в УПФР с соответствующим заявлением в установленный срок.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в данном случае обязанности УПФР по извещению правопреемника о возможности получения средств пенсионных накоплений заслуживает внимания. Материалами дела подтверждается, что застрахованное лицо - П.Ю.А.. при жизни не подавал заявления о распределении средств пенсионных накоплений, в связи с чем обязанность по их извещению у ответчика не возникла.

Исходя из смысла положений п. 8 Правил выплат пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741, обязанность пенсионного органа извещать правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений возникает лишь при условии, что застрахованное лицо подавало при жизни заявление о наличии таких правопреемников. Таким образом, неизвещение Пензиной О.И. о возможности получения средств пенсионных накоплений уважительной причиной пропуска ею срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после смерти ее мужа не является.

При таких обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для вывода о том, что ответчик не исполнил свою обязанность по извещению правопреемника.

Кроме того, неизвещение правопреемника не относится к обстоятельству, объективно препятствующему подаче им заявления о выплате средств пенсионных накоплений в установленный законом срок.

Обращение за выплатой средств пенсионных накоплений ограничено сроком, соблюдение которого является обязательным для всех участников спорных правоотношений.

Не соглашаясь с решением суда, судебная коллегия исходит из того, что наличие уважительных причин, являющихся основанием для восстановления срока обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, должно быть обусловлено наступлением исключительных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению за выплатой, как-то болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за тяжело больным членом семьи и т.п.

4

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих в шестимесячный срок со дня принятия Правил обратиться к ответчику с соответствующим заявлением, истицей в материалы дела не представлено.

Субъективные причины, связанные с незнанием истицей о наличии средств пенсионных накоплении, о сроках подачи заявления и т.п. не могут быть расценены в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для восстановления Пензиной О.И. пропущенного срока не имеется.

При отсутствии доказательств уважительных причин, препятствующих своевременному обращению за выплатой средств пенсионных накоплений, вывод суда об удовлетворении иска является неправомерным.

При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 14 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Пензиной О.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений отказать.

Председательствующий

Судьи

5

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка