СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2013 года Дело N 11-4215/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Турковой Г.Л.,

судей Зариповой Ю.С., Кучина М.И.,

при секретаре Шагеевой О.В.

18 апреля 2013 года в открытом судебном заседании в городе Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Томчука Н.В. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 25 декабря 2012 года.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения заявителя Томчука Н.В. и его представителя Аманова Ш.М., судебная коллегия

установила:

Томчук Н.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Советского района г. Челябинска во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата своих несовершеннолетних детей: сына Т.К.Н.., *** года рождения, и дочери Т.В.Н.., *** года рождения; просил возложить на администрацию обязанность включить Т.К.Н.. и Т.В.Н.. в состав участников указанной подпрограммы.

В судебном заседании заявитель Томчук Н.В. и его представитель Чикрий А.А. требования поддержали; представитель заинтересованного лица администрации Советского района г.Челябинска Седелкова В.А. против их удовлетворения возражала.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации города Челябинска.

Суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Томчук Н.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Указывает, что с 2004 года фактически проживал в квартире по ул. ***, 1-37 со своей женой, однако до 2011 года оставался зарегистрированным по ул. ***, 10-1, поскольку родители жены возражали против его регистрации. В связи с тем, что собственник квартиры по ул. ***, 10-1 решил её продать, заявитель был вынужден сняться с регистрационного учета и зарегистрироваться со своей семьей. Не согласен с выводами суда первой инстанции о намеренном ухудшении им жилищных условий детей с целью включения их в состав участников подпрограммы для

2

получения государственного жилищного сертификата.

В заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц администрации Советского района г. Челябинска, администрации города Челябинска, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения заявителя и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно пп. «ж» п. 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с пп. «б» п. 17 указанных Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы: в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Согласно п. 2, 3 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя

из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, 24 июля 2000 года Миграционной службой Челябинской области Томчук Н.В. вместе с матерью Томчук Н.А. и братом Томчуком Д.В. признан вынужденным переселенцем, вписан в удостоверение вынужденного переселенца своей матери Томчук Н.А.

Семья Томчук Н.А. в составе 3-х человек, состоящая на жилищном учете в администрации Советского района с 19 января 2001 года, включена в Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), при его формировании в августе 2001 года.

26 августа 2005 года Томчуку Н.В. в связи с достижением 18-летнего возраста выдано собственное удостоверение вынужденного переселенца, срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 24 июля 2013 года.

*** года Томчук Н.В. зарегистрировал брак с Томчук А.С., от которого родились дети: Томчук К.Н., *** года рождения, и Т.В.Н.., *** года рождения.

В период с 11 июля 2001 года по 14 марта 2011 года Томчук Н.В. был зарегистрирован в квартире № 1 дома № 10 по ул. *** г. Челябинска. Вместе с ним 17 июля 2007 года по указанному адресу был зарегистрирован сын Томчук К.Н., который снят с регистрационного учета 08 февраля 2008 года и зарегистрирован по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 1-37.

Квартира № 37 дома № 1 по ул. *** г.Челябинска общей площадью 65,4 кв.м, находится в собственности Л.Т.А. и Л.С.Б. (родителей Томчук А.С.). Данной квартире зарегистрированы: Л.Т.А. - с 30 октября 1992 года; Л.С.Б. - с 18 ноября 1992 года; дочь Томчук А.С. - с 30 октября 1992 года; сын Л.Д.С. - с 30 октября 1992 года; внуки Томчук К.Н. - с 13 февраля 2008 года и Т.В.Н.. - с 18 сентября 2009 года.

Сам заявитель Томчук Н.В. был зарегистрирован в квартире № 37 дома № 1 по ул. *** г. Челябинска с 23 марта 2011 года.

06 августа 2012 года Томчук Н.В. обратился к Главе администрации Советского района г. Челябинска с заявлением о включении в состав подпрограммы для получения государственного жилищного

4

сертификата для своих детей Т.К.Н.. и Т.В.Н..

Письмом от 21 августа 2012 года администрация Советского района г. Челябинска сообщила Томчуку В.Н. об отсутствии предусмотренных п.п. «б» п. 17 постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года оснований для удовлетворения его заявления. В обоснование отказа указано, что Томчук К.Н. и Т.В.Н.. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: г. Челябинск, ул. ***, 1-37 в качестве членов семьи своей матери Томчук А.С. До регистрации Томчука Н.В. в указанной квартире обеспеченность каждого члена семьи превышала установленную решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005 № 7/9 в размере 10 кв. м учетную норму площади жилого помещения на территории города Челябинска. В результате вселения в указанную квартиру Томчука В.Н. площадь обеспеченности каждого члена семьи уменьшилась, что расценено как намеренное ухудшение жилищных условий детей.

Соглашаясь с позицией администрации Советского района г. Челябинска, суд первой инстанции посчитал, что несовершеннолетние дети Томчука Н.В. - Томчук К.Н. и Т.В.Н.., зарегистрированные и проживающие по месту жительства своей матери Томчук А.С. в квартире № 37 дома 1 по ул. *** г. Челябинска, с участником подпрограммы своим отцом Томчуком Н.А. постоянно не проживали, а регистрация последнего по месту жительства своих детей имела целью намеренное ухудшение их жилищных условий с целью признания детей нуждающимися в жилых помещениях.

Судебная коллегия не может согласиться с критической оценкой суда первой инстанции, данной объяснениям заявителя, показаниям свидетелей Томчук А.С, Л.Т.А., Сидоровой А.О., Сидорова А.В. о том, что с 2004 года (с момента создания семьи) Томчук Н.В. без регистрации фактически проживал в квартире № 37 дома № 1 по ул. *** в г. Челябинске, где зарегистрированы и проживают его жена и дети.

С учетом обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает оснований считать, что регистрация Томчука Н.В. в квартире № 37 дома 1 по ул. *** г. Челябинска, где длительное время зарегистрированы и проживают его жена и двое несовершеннолетних детей, имела целью не приведение своего фактического проживания с семьей в соответствие с требованиями Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 года, а была продиктована исключительно намерением приобрести для своих детей право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Допустимых доказательств тому администрация Советского района г. Челябинска, на которую в силу ст. 249 ГПК РФ возложена обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, не

5

представила.

Вынесенное судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. В соответствии с положениями п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Томчука Н.В. о признании незаконным отказа администрации Советского района г. Челябинска, изложенного в письме от 21.08.2012 года, во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата несовершеннолетних детей заявителя.

Восстанавливая в соответствии со ст. 258 ГПК РФ нарушенные права заявителя, судебная коллегия считает необходимым возложить на администрацию Советского района г. Челябинска обязанность повторно в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Томчука Н.В. о включении его несовершеннолетних детей в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата».

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от 25 декабря 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым:

«Заявление Томчука Н.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Советского района г. Челябинска, выраженный в письме от 21.08.2012 года, во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата несовершеннолетних детей заявителя.

Обязать администрацию Советского района г. Челябинска повторно в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Томчука Н.В. о включении его детей: Т.К.Н., *** года рождения, и Т.В.Н., *** года рождения, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем граждан установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата».

Председательствующий:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка