СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N 11-192/2013

21 января 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Зеленовой Е.Ф.

судей Аброськиной Е.А., Скрябиной СВ.

при секретаре Горнаткиной В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г.Челябинска на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 23 октября 2012 года по иску Ворониной Л.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г.Челябинска о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.

Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Ворониной Л.В. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воронина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г.Челябинска (далее ГУ УПФ РФ в Калининском районе г.Челябинска) о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений застрахованного лица В.А.Л.., умершего 11 мая 2010 года.

В обоснование исковых требований указала, что ее муж В.А.Л.. умер *** года. На момент смерти он являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. 07 августа 2012 года она обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего мужа, однако заявление было возвращено по причине пропуска срока обращения.

В судебном заседании Воронина Л.В. исковые требования поддержала, дополнив, что срок пропустила, т.к. не знала о наличии средств пенсионных накоплений.

Представитель ответчика ГУ УПФ в Калининском районе г.Челябинска возражал против восстановления срока, указав, что истица обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений по истечении шести

It}

2 ( /

месяцев со дня смерти застрахованного лица. Указанные истцом причины пропуска срока не являются уважительными, в связи с чем основания для восстановления срока отсутствуют.

Суд постановил решение, которым иск удовлетворил, восстановил Ворониной Л.В. срок для обращения в ГУ УПФ в Калининском районе г.Челябинска с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица В.А.Л.., *** года рождения, умершего *** года.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ в Калининском районе г.Челябинска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истицей не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Калининском районе г.Челябинска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Этой же нормой предусмотрена возможность в судебном порядке восстановить срок такого обращения по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В.А.Л.., *** года рождения, - муж Ворониной Л.В., умер *** года. В.А.Л.. являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. После смерти В.А.Л. на его индивидуальном лицевом счете остались средства пенсионных накоплений, которые правопреемникам не выплачены. С заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Воронина Л.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г.Челябинска 09 августа 2012 года. Поскольку заявление было подано по истечении шести месяцев со дня

3

(

смерти застрахованного лица, пенсионный фонд отказал в выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака (л.д.9), свидетельством о смерти (л.д.8), сведениями Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска (л.д.37-38), свидетельством о праве на наследство по закону (л.д.16-17), отказом Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска (л.д.6-7).

Разрешая спор и восстанавливая Ворониной Л.В. срок для обращения в Пенсионный фонд за выплатой средств пенсионных накоплений, оставшихся после смерти мужа, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и статей 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в России», а также Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741, исходил из того, что причина пропуска истицей срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений является уважительной, поскольку Ворониной Л.В. не было известно о наличии пенсионных накоплений на индивидуальном счете умершего мужа В.А.Л.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно восстановил истице срок для обращения в УПФ за выплатой средств пенсионных накоплений. Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Довод апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в Калининском районе г.Челябинска об отсутствии уважительных причин пропуска истцом срока для обращения за выплатой указанных средств несостоятелен.

Как указано выше, истица не знала о наличии пенсионных накоплений, в связи с чем и пропустила срок для соответствующего обращения. Данная причина пропуска срока является уважительной, поскольку создавала объективные препятствия истице для обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган пенсионного фонда.

Прерогатива оценки того, являются те или иные причины пропуска установленного срока уважительными, принадлежит суду первой инстанции. Суд оценивает уважительность (неуважительность) причин пропуска срока по аналогии с оценкой доказательств, то есть по своему внутреннему убеждению. В данном случае судом учтены исключительные обстоятельства, связанные с личностью правопреемника (незнание действующего пенсионного законодательства, смерть близкого человека), повлекшие

4

пропуск срока. Кроме того, судом принят во внимание тот факт, что Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска о наличии средств пенсионных накоплений на лицевом счете умершего его правопреемников не извещало.

По настоящему делу суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Принятое судом решение соответствует требованиям закона. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда г.Челябинска от 23 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г.Челябинска - без удовлетворения.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка