• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 01 июля 2013 года Дело N 33-3525/2013
 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ауловой Т.С. и Костенко Е.Л.

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 01 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2013 года, по которому

признано незаконным бездействие администрации муниципального образования городского округа «Воркута» по не принятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта: здания трансформаторной подстанции - ..., расположенной по адресу: ...;

на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - здания трансформаторной подстанции - ..., расположенной по адресу: ...;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным бездействия по не принятию мер по подаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйных объектов - здания трансформаторной подстанции - ..., расположенной по адресу: ..., возложении обязанности в срок не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет вышеуказанного бесхозяйного объекта, указав в обоснование требований, что здание трансформаторной подстанции -... является бесхозяйным объектом и не используется по его функциональному значению; ответчик не контролирует вопросы эксплуатации данного объекта, не принимает меры по признанию указанного здания бесхозяйным в судебном порядке, оценка технического состояния здания не осуществлена; эксплуатация здания при установленных нарушениях не соответствует требованиям закона и создает предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью граждан и в наибольшей степени для несовершеннолетних лиц.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представители ответчика с иском не согласился, пояснив, что ОАО «...» фактически ис­пользует спорный объект с момента реорганизации ОАО «АЭК «Комиэнерго».

Представитель третьего лица ОАО МРСК «Северо-Запада» в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в письме от ... года в адрес суда указал, что право собственности на здание трансформаторной подстанции, расположенное по адресу: ..., у ОАО «...» отсутствует, на балансе Общества данный объект недвижимости не числится.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования городского округа «Воркута» не согласна с решением суда и просит его отменить как незаконное.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст.167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены или изменения правильного по существу решения суда.

Удовлетворяя заявленные прокурором города Воркуты требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения администрацией муниципального образования городского округа «Воркута» требований закона, устанавливающих обязанность ответчика по принятию мер, направленных на подачу заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет здания трансформаторной подстанции - ..., находящегося на территории городского округа.

Данный вывод суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделан при правильном применением норм материального права.

Так, в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1); бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п.3).

Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся, в числе прочих, такие как: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Судом установлено, что здание трансформаторной подстанции - ... расположено в границах муниципального образования городского округа «Воркута»; право собственности в установленном законом порядке на спорное имущество ни за кем не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника здания трансформаторной подстанции влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, в связи с чем правомерно возложил на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по постановке указанного объекта недвижимости на учет.

Учитывая, что Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд в целях обеспечения интересов граждан правомерно установил конкретный срок исполнения - не позднее 1 месяца со дня вынесения судебного решения.

Разумность срока ответчиком не оспаривается, доказательств невозможности подготовки необходимых для подачи заявления документов в указанный срок судебной коллегии не представлено.

Позиция ответчика о том, что здание трансформаторной подстанции - ... не является бесхозяйным, так как его фактически использует ОАО ...», какими-либо доказательствами не подтверждается.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Воркуты от ... года №... за Воркутинскими электрическими сетями АЭК «...» был закреплен лишь земельный участок, занимаемой трансформаторной подстанцией - ... по адресу: ..., здание указанной подстанции не передавалось (л.д.54). По договору аренды от ... года № ... в аренду ОАО ...» также представлен только земельный участок, на котором расположена трансформаторная подстанция -... (л.д.60-68).

Из имеющихся в материалах дела писем ОАО ... в адрес прокурора города Воркуты и администрации МОГО «Воркута» усматривается, что ОАО ... неоднократно указывало на наличие на территории муниципального образования городского округа «Воркута» бесхозяйных объектов электроэнергетики, в том числе и здания трансформаторной подстанции-..., и просило принять меры, а также предлагало рассмотреть вопрос о продаже этих объектов, однако со стороны администрации МОГО «Воркута» никаких действий не было предпринято (л.д.11-19,21-22,42-43).

Установив, что спорный объект не был передан в установленном порядке ОАО ...», обязанности по его обслуживанию и обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния, своевременному проведению ремонтных работ на кого-либо не возложены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что объект электроэнергетики - строительная часть здания трансформаторной подстанции - ..., является бесхозяйным недвижимым объектом и с учетом требований ст. 225 ГК РФ, ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возложил на администрацию городского округа «Воркута» обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией муниципального образования городского округа «Воркута» принимались меры по постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного, для чего направлялись запросы в соответствующие органы, несостоятельны, так как запросы в адрес Воркутинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Коми, Агентства Республики Коми по управлению имуществом, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми о принадлежности спорного объекта недвижимости направлены администрацией МОГО «Воркута» уже после возбуждения дела в суде (л.д.84-86).

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. ст.328,330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Воркута» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3525/2013
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 01 июля 2013

Поиск в тексте