• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
 

РЕШЕНИЕ
 

от 20 августа 2012 года Дело N 3-19/2012
 

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Цериградских И.В.

при секретаре Калининой К.А.

с участием прокуроров Биенко Н.В., Черепанова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2012 г. в г. Омске гражданское дело по заявлению Кузнецова В.Н. о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 мая 2012 г. №72/22 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 15 мая 2012 г. №72/22 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении» установлен предельный тариф на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении в размере 13 рублей за одну поездку (с учетом налогов).

Приказ опубликован в газете «Омский вестник», №22, 25 мая 2012 г. (л.д. 30,31).

Кузнецов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании приказа РЭК Омской области от 15 мая 2012 г. №72/22 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении» недействующим.

В обоснование требований ссылался на то, что указанный приказ принят неуполномоченным органом с нарушением процедуры принятия (Администрацией г. Омска не проведен конкурс среди перевозчиков на право работы на маршрутах города), установленный тариф не является экономически обоснованным.

По мнению заявителя, оспариваемый приказ не соответствует положениям пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе», нарушает права, гарантированные ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Определением Омского областного суда от 20 августа 2012 г. Кузнецову В.Н. возвращено заявление в части требования о признании незаконными действий (бездействия) Администрации г. Омска по не проведению конкурса по работе на муниципальных маршрутах микроавтобусов, работающих в режиме маршрутного такси (л.д. 7-11).

В судебном заседании Кузнецов В.Н. заявленные требования поддержал, пояснил, что он является жителем г. Омска и пользуется общественным транспортом, в том числе работающим в режиме маршрутного такси. Повышение платы за проезд в маршрутном такси ограничивает его право на свободу перемещения и ведет к дополнительным расходам. Полагал, что право на установление платы за проезд в маршрутных такси принадлежит муниципальным органам г. Омска, до издания оспариваемого приказа Администрацией г. Омска должен быть проведен конкурс на право работы на маршрутах города, победителями которого могут стать только те перевозчики, которые предложили наиболее низкие тарифы на перевозку пассажиров на том или ином маршруте.

Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Ширяева Т.А. против удовлетворения заявленных требований возражала. Указала, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением предусмотренных порядка и процедуры его принятия, установленный предельный тариф на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) является экономически обоснованным (письменный отзыв - л.д. 28-29).

Представитель Администрации г. Омска Батракова И.А. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что решением Омского городского Совета от 24 ноября 2010 г. №269 утвержден Порядок допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок коммерческой маршрутной сети в городском сообщении на территории г. Омска (далее Порядок). Приложением № 3 Порядка установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе, в который не входит такой критерий как предложение перевозчиков по величине тарифа. При этом не имеется какой-либо зависимости между проведением (либо не проведением) Администрацией города Омска конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования и установлением РЭК Омской области предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении (письменный отзыв - л.д. 104).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктами 12 и 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлена необходимость государственного регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, перечень которых поручено утверждать Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации, утвержден, в том числе перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указанным перечнем предусмотрены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

В соответствии с п. 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. №212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. Основными задачами комиссии являются, в частности, установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги (пп.1 п.8 Положения).

Комиссия наделена полномочиями в области регулирования тарифов на транспортные услуги, в том числе полномочиями по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) (пп. 1 п. 12 Положения).

Статьей 3 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. №409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» (в ред. от 29 мая 2009 г.) предусмотрено, что нормативными правовыми актами Омской области являются принятые (изданные) в определенных Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным законом и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченных на то органов государственной власти Омской области, устанавливающие правовые нормы (общие правила поведения), обязательные для персонально неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.

Нормативные правовые акты Омской области принимаются органами государственной власти Омской области в соответствии с их компетенцией.

Согласно положениям п. 2 ст. 9 указанного Закона органы исполнительной власти Омской области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают нормативные правовые акты в форме приказов.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года №74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» (в редакции от 22 марта 2011 г.) определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газете «Омский вестник».

Таким образом, оспариваемый заявителем приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссией Омской области в пределах предоставленных законом полномочий, опубликован в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, 15 мая 2012 г. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 мая 2012 г. №72/22 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении» установлен предельный тариф на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении в размере 13 рублей за одну поездку (с учетом налогов).

С момента вступления в силу настоящего приказа признан утратившим силу приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 ноября 2010 г. №240/55 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении», которым предельный тариф на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении составлял 12 рублей за одну поездку (с учетом налогов).

Дата вступления приказа в законную силу определена с 1 июля 2012 г. (л.д. 30, 31).

Оспаривая указанный приказ в совокупности с установленным предельным тарифом на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении в размере 13 рублей за одну поездку (с учетом налогов) заявитель ссылался на нарушение процедуры принятия приказа, выразившемся в не проведении Администрацией г. Омска конкурса для перевозчиков на право работы на маршрутах города, а также на то, что установленный тариф не является экономически обоснованным.

Указанные доводы судом проверены.

Методические указания по расчету тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении на территории Омской области (далее - Методические указания), утвержденные приказом РЭК Омской области от 29 декабря 2008 г. №283/71, действовавшие на время принятия оспариваемого приказа, определяют единый порядок расчета тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении на территории Омской области (далее - тарифы).

В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6, 7 раздела 1 Методических указаний тарифы устанавливаются в рублях за одну перевозку.

По решению регулирующего органа могут быть установлены: фиксированные тарифы; предельные тарифы.

Тарифы могут устанавливаться:

- едиными по населенным пунктам Омской области;

- дифференцированными по населенным пунктам;

- дифференцированными по отдельным перевозчикам.

Регулирование тарифов по выбору регулирующего органа осуществляется методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации тарифов.

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы устанавливаются в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации услуг в объеме, необходимом для безубыточной деятельности перевозчика по регулируемому виду деятельности.

При использовании метода индексации установление тарифов осуществляется на базе действующих тарифов с учетом прогнозных показателей Министерства экономического развития Российской Федерации.

Расчет и формирование тарифов производится исходя из принципа обязательного раздельного учета расходов и доходов по всем видам услуг, оказываемых перевозчиками, осуществляющими регулируемый вид деятельности.

Обоснованием для формирования тарифа являются действующие нормативы материальных, трудовых, финансовых затрат, первичные учетные документы, данные бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности.

При установлении тарифов регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов перевозчиков.

Установление тарифов производится регулирующим органом по инициативе перевозчика или по собственной инициативе.

По инициативе перевозчика установление тарифов осуществляется на основании представленного в регулирующий орган заявления перевозчика об установлении тарифа с приложением материалов с необходимыми обоснованиями (расчетами). Рассмотрение заявления перевозчика, а также установление тарифов осуществляется регулирующим органов в порядке, предусмотренном Регламентом Региональной энергетической комиссии Омской области, а также иными нормативными правовыми актами (положения п. 8, 16 раздела 1 Методических указаний).

Пунктами 9, 10, 11 раздела 1 Методических указаний предусмотрено, что организация, оказывающая регулируемые услуги, обязана представить в регулирующий орган по его мотивированному запросу дополнительные к представленным ранее, а также иные материалы, подготовленные по форме и с учетом требований, содержащихся в запросе, необходимые регулирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями по осуществлению государственного регулирования тарифов.

В случае если на основании материалов, представленных перевозчиком в соответствии с пунктом 8 настоящих Методических указаний, выявлены экономически обоснованные расходы перевозчика, не учтенные при установлении тарифов на тот период регулирования, в котором они понесены, указанные расходы учитываются регулирующим органом при установлении тарифов на следующий период регулирования.

В случае отсутствия заявлений перевозчиков об установлении тарифов регулирующий орган по собственной инициативе в порядке, предусмотренном Регламентом Региональной энергетической комиссии Омской области, на основании материалов, имеющихся в распоряжении регулирующего органа, устанавливает тарифы на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении на территории Омской области.

Разделом 6 Методических указаний предусмотрена процедура установления тарифов методом индексации.

Пунктами 1,2 раздела 6 Методических указаний установлено, что индексации подлежат ранее утвержденные тарифы.

Индексация тарифов производится на основе прогнозируемого уровня инфляции (индекса потребительских цен).

При применении метода индексации учитываются:

- изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов перевозчиков;

- изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

При использовании метода индексации все затраты перевозчика группируются на расходы, определяемые прямым счетом, и прочие расходы, подлежащие индексированию на прогнозируемый Минэкономразвития РФ индекс роста потребительских цен на период регулирования.

К расходам, определяемым прямым счетом относятся:

- оплата труда с отчислениями;

- топливо и смазочные материалы;

- тяговая электроэнергия, расходуемая трамвайным и троллейбусным транспортом;

- автомобильные шины;

- амортизационные отчисления;

- налоги;

- капитальные вложения из прибыли, оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов.

Величина расходов, подлежащих индексированию, определяется как разность между общей суммой расходов и величиной расходов, определяемых прямым счетом (п. 3 раздела 6 Методических указаний).

При формировании тарифа методом индексации обосновывающие документы предоставляются:

- по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов для выявления результатов деятельности перевозчика;

- на период регулирования по определяемым прямым счетом статьям затрат, по которым произошло отклонение.

Расчет тарифа производится в соответствии с приложением N 9 к Методическим указаниям (п. 4 раздела 6 Методических указаний).

Порядок рассмотрения регулирующим органом вопроса об установлении тарифов и цен на товары (работы, услуги) определен Регламентом Региональной энергетической комиссии Омской области, утв. приказом РЭК Омской области от 8 июля 2008 г. №56/29 (ред. от 9 августа 2011 г.), который включает в себя представление организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, заявления об установлении тарифов (цен) и представления совокупности документов, открытии дела об установлении тарифов либо отказе в открытии дела при отсутствии каких-либо документов, либо их части, подготовка регулирующим органом служебной записки с обоснованием необходимости установления тарифов (цен), сбор и подготовка необходимых материалов для установления тарифа, а также экспертного заключения, содержащего предложения по установлению тарифа, принятие решения об установлении тарифов (цен) на заседании правления регулирующего органа.

Из материалов дела следует, что установлению оспариваемого тарифа предшествовало обращение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемую деятельность, в РЭК Омской области с заявлениями об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении.

Однако индивидуальными предпринимателями не были подтверждены фактические расходы, доходы, а также пассажиропоток, поэтому данным предпринимателям было отказано в открытии дел об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении (л.д. 74-103).

В связи с чем, РЭК Омской области рассмотрел вопрос об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении по собственной инициативе, составил заключение по данному вопросу 12 мая 2012 г. (л.д. 32-33).

Вопрос об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении рассмотрен на заседании РЭК Омской области от 15 мая 2012 г. при наличии необходимого кворума с участием индивидуального предпринимателя, осуществляющего регулируемую деятельность, а также представителя НП СРО «Омские перевозчики» (л.д. 35).

Расчет предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении производился с использованием метода индексации, расчет представлен в материалы дела (л.д. 34).

Технические показатели, необходимые для производства расчета, приняты на основании заключения по рассмотрению дела №07-10/8 в РЭК Омской области по установлению предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении от 4 апреля 2008 г. (л.д. 32-33).

К затратам, учтенным при расчете предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах), утвержденным приказом РЭК Омской области от 18 ноября 2010 г. №240/55, применен индекс 1,051 (5,1%) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов (л.д. 72).

Отчисления на социальное страхование рассчитаны в соответствии с принятым фондом оплаты труда и нормативом отчислений с учетом вступления в силу с 1 января 2012 г. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (л.д. 32-34, 63).

Изложенное свидетельствует о том, что установление предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении оспариваемым приказом РЭК Омской области произведено с соблюдением порядка и требований, установленных Методическими указаниями по расчету тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении на территории Омской области, утвержденными приказом РЭК Омской области от 29 декабря 2008 г. №283/71 и Регламентом РЭК Омской области.

Оценивая доводы заявителя об оспаривании приказа РЭК Омской области со ссылкой на нарушение процедуры принятия приказа, выразившемся в не проведении Администрацией г. Омска конкурса на право работы на маршрутах города, суд приходит к выводу о том, что фактически заявителем оспариваются действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц. Названные требования могут быть рассмотрены районным судом в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что установленный предельный тариф на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении» завышен вследствие неправильной организации транспортного обслуживания населения на территории г. Омска, затраты перевозчиков могут быть иными при исключении ряда негативных факторов, являются несостоятельными, т.к. направлены, по существу, на проверку целесообразности оспариваемого приказа РЭК Омской области.

Между тем, в силу положений подпункта «а» п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При разрешении заявленных требований суд учитывает, что оспариваемым приказом РЭК Омской области установлен предельный (максимальный) тариф в размере 13 рублей, что не исключает право перевозчиков осуществлять перевозку пассажиров в маршрутном такси по иному (более низкому) тарифу.

Кроме того, на территории г. Омска функционирует пассажирский транспорт общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), размер оплаты проезда для пассажиров на данном виде транспорта с 1 августа 2012 г. с учетом компенсаций из средств бюджета города Омска не превышает 12 рублей за одну поездку (решение Омского городского Совета от 25 июля 2012 г. №46 «О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска»).

Учитывая изложенное, суд полагает, что приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 мая 2012 г. №72/22 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении» не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

требования Кузнецова В.Н. о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 мая 2012 г. №72/22 «Об установлении предельного тарифа на проезд в автобусах малого класса (микроавтобусах) в городском сообщении» оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда И.В. Цериградских




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 3-19/2012
Дата принятия: 20 августа 2012

Поиск в тексте