• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 08 февраля 2012 года Дело N 33-839/2012
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Кудря Т.Л.

судей: Подвязниковой Н.А., Чернышёвой И.В., рассмотрела в судебном заседании 08 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе представителя Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репиной Л.Н. на решение Седельниковского районного суда Омской области от 21.12.2011, которым постановлено:

«Заявленные требования Горст Н.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского муниципального района по не предоставлению Горст НА мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, в период с 01.01.2009 г. по 13.12.2011 г.

Обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику МУЗ «Седельниковская ЦРБ» Горст НА меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с 01.01.2009 года по 13.12.2011 года в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Горст НА расходы по оплате государственной пошлины в размере рублей»

Заслушав доклад судьи областного суда Чернышёвой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горст Н.А. обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки. В обоснование иска указала, что она с 1989 года по настоящее время работает в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в должности врача. С 2009 года предоставление ей как работнику здравоохранения льгот по оплате коммунальных услуг прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией муниципального района мер социальной поддержки нарушает её права как гражданина.

Просила признать незаконным бездействие Администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки ей как медицинскому работнику МУЗ «Седельниковская ЦРБ» и обязать предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по приобретению топлива за период с 01.01.2009 года по 13.12.2011 года.

Горст Н.А. в судебном заседании требования поддержала, дополнив, что с 01.01.2009 года выплаты прекратились.

Представители МУЗ «Седельниковская ЦРБ», Администрации муниципального района, заинтересованного лица Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Л.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального права. Указывает, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, субвенции на реализацию переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения не направлялись.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как следует из материалов дела, Горст Н.А. с 1989 года по настоящее время работает в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в должности врача.

Муниципальное учреждение «Седельниковская ЦРБ» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Седельниковского муниципального района Омской области.

Судом установлено, что истцу выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за счёт средств областного бюджета по декабрь 2008 год.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод кассатора о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Ссылка на отсутствие в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Довод кассатора об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Не может повлиять на существо решения то обстоятельство, что до 01.01.2009 меры социальной поддержки указанной категории граждан предусматривались законом Омской области.

Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно.

Оснований для прекращения производства по делу у суда не имелось.

Размер компенсации кассатором не оспаривается.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Седельниковского районного суда Омской области от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-839/2012
Дата принятия: 08 февраля 2012

Поиск в тексте