• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 10 июля 2013 года Дело N 2-1490/12-33/1087
 

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего - Есаковой С.В.,

судей - Алещенковой И.А., Смирновой Л.Н.,

при секретаре - Николаеве Д.Д.,

с участием Королева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2013 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 марта 2013 года, которым иск Королева Н.Н. удовлетворен,

признано незаконным постановление Администрации Великого Новгорода от 28 сентября 2011 года № 4185 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Королева Н.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях,

на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность восстановить Королева Н.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях под прежним номером,

Королеву Н.Н. возвращена государственная пошлина в сумме 200 руб., уплаченная по чеку-ордеру от 21 января 2013 года, государственная пошлина в сумме 200 руб., уплаченная по чеку-ордеру от 30 января 2013 года,

установила:

Постановлением Администрации Великого Новгорода от <...> года № <...> Королев Н.Н. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта «г» п. 26 постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению военной службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете.

Королев Н.Н., полагая, что вышеуказанное постановление противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает его право на обеспечение жильем, обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода (далее администрация), в котором просил признать незаконным указанное выше постановление, восстановить его в списке граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий с момента постановки на учет 22 ноября 1993 года. В обоснование заявленных требований указал, что после увольнения с военной службы в 1993 году был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку проживал в однокомнатной квартире с бывшей женой, признанной в последствии инвалидом 1 группы. До настоящего времени его жилищные условия не изменились. Полагает, что поскольку к моменту снятия его с учета нуждающихся в жилом помещении его жилищные условия не улучшились, то считает, что ему должно быть предоставлено жилое помещение как военнослужащему, уволенному с военной службы.

Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Королева Н.Н. отказать. Указывает, что в связи с приобретением Королевым Н.Н. в собственность 1/2 занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, площадь принадлежащей ему на праве собственности доли жилого помещения стала составлять более учетной нормы жилого помещения, полагает, что таким образом истец самостоятельно решил жилищную проблему, а потому не подлежит восстановлению в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также отмечает, что на момент постановки Королева Н.Н. решение о включении Королева Н.Н. в список очередников на улучшение жилищных условий было принято военным комиссариатом с последующим направлением сведений в орган местного самоуправления, поэтому у администрации отсутствовала возможность отменить решение о постановке Королева Н.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого постановления незаконным.

Королев Н.Н. в представленных возражениях на жалобу указывает, что решение суда законно и обоснованно.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, возражения на нее, выслушав Королева Н.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления.

Согласно п. 14 указанного постановления на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

Как установлено судом, приказом командующего военно-транспортной авиации ВВС от 23 апреля 1993 года Королев Н.Н. был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе согласно ст. 46 п. «б» Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил.

Общая выслуга лет Королева Н.Н. в календарном исчислении составляет 28 лет 11 месяцев 14 дней.

По сообщению Управления по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода Королев Н.Н. состоял на учете граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, с 22 ноября 1993 года.

Как видно из материалов дела, на дату принятия на учет Королев Н.Н. был зарегистрирован в однокомнатной квартире № <...> общей площадью 37,6 кв. м и жилой площадью 19,2 кв. м, расположенной в доме <...> согласно ордеру от 29 мая 1987 года № <...>, нанимателем которой являлась Королева Т.М., брак с которой был расторгнут 25 декабря 1990 года.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР и п. 7.6 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Новгородской области, утвержденных Постановлением Новгородского областного Совета народных депутатов и Новгородского областного Совета профсоюзов от 21 июля 1990 года, действовавших на момент принятия Королева Н.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживание двух лиц, не связанных родственными отношениями, в однокомнатной квартире являлось самостоятельным основанием для постановки на учет, независимо от степени обеспеченности жилой площадью.

25 января 2010 года на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан квартира по адресу: <...>, передана в собственность Королеву Н.Н. и его бывшей супруге Королевой Т.М. в общую долевую собственность (по 1/2 доле).

Постановлением Администрации Великого Новгорода от <...> года № <...> Королев Н.Н. снят с учета граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий на основании ст. 56 ЖК РФ, ст. 15 Закона, п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, с учетом решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Великого Новгорода от 21 сентября 2011 года.

Как следует из материалов дела, на момент принятия администрацией вышеуказанного постановления Королев Н.Н. продолжал проживать в квартире <...> с бывшей супругой Королевой Т.М., признанной <...> года инвалидом 1 группы.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Поскольку Королев В.В. в настоящее время зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <...>, общей площадью 37,6 кв. м, из них жилой 19,2 кв. м, и помимо него в квартире проживает Королева Т.М., которая не является членом его семьи, следовательно, жилищные условия истца в соответствии п. 7.6 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Новгородской области, утвержденных Постановлением Новгородского областного Совета народных депутатов и Новгородского областного Совета профсоюзов от 21 июля 1990 года, не улучшились.

Учитывая, что истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законно и в настоящее время оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, не утратил, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Королевым Н.Н.. исковых требований, признав незаконным постановление администрации от <...> года № <...> «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Королева Н. Н. с учета и возложив на ответчика обязанность восстановить его на учете нуждающихся в предоставлении жилья.

При этом, как правильно указал суд, сам по себе факт приватизации истцом жилого помещения, жилая и общая площадь которого не изменились, не может быть расценено как улучшение жилищных условий, а потому оснований для снятия Королева Н.Н. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, не имелось.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были известны суду первой инстанции при рассмотрении дела по существу и обоснованно не приняты судом во внимание.

То обстоятельство, что вопрос о постановке Королева Н.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий разрешался ни органом местного самоуправления, а военным комиссариатом Новгородской области на право истца на обеспечение жильем не влияет, каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий должностных лиц при постановке на учет Королева Н.Н., не установлено.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, доводы сторон и представленные ими доказательства, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.

Председательствующий: С.В. Есакова

Судьи: И.А. Алещенкова

Л.Н. Смирнова




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 2-1490/12-33/1087
Принявший орган: Новгородский областной суд
Дата принятия: 10 июля 2013

Поиск в тексте