СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июля 2013 года Дело N 2-53/33-1090

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области в составе:

председательствующего - Есаковой С.В.,

судей - Алещенковой И.А. и Смирновой Л.Н.,

при секретаре - Николаеве Д.Д.,

с участием прокурора - Степановой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2013 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области и Администрации Кулотинского городского поселения Окуловского района на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2013 года, которым удовлетворены требования прокурора Окуловского района и постановлено признать бездействие Администрации Окуловского муниципального района и Администрации Кулотинского городского поселения по непринятию мер по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, незаконным; обязать Администрацию Окуловского муниципального района и Администрацию Кулотинского городского поселения провести работы по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...> исключающие его дальнейшее разрушение, в соответствии с проектно-сметной документацией в срок до <...>

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать бездействие Администрации Окуловского муниципального района и Администрации Кулотинского городского поселения по непринятию мер по укреплению берега реки Перетна незаконным и обязать ответчиков в срок до <...> принять меры по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, исключающие его дальнейшее разрушение. В обоснование заявленных требований указано, что в <...> было зафиксировано обрушение берега реки Перетна в районе <...>. В <...> году Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области в целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий проводилась работа по формированию перечня мероприятий, финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов на осуществление переданных полномочий. При этом Администрации Окуловского муниципального района в срок до <...> предлагалось представить информацию для формирования перечня мероприятий, направленных на укрепление берега реки. В <...> при обследовании участка берега реки Перетна в районе указанных выше домов по <...> установлено, что береговая линия реки продолжает разрушаться и размыв постоянно увеличивается, в связи с чем по результатам обследования сложившаяся ситуация была признана чрезвычайной, требующей незамедлительной ликвидации. Вместе с тем, Ведомственной целевой программой «Охрана и использование водных объектов Новгородской области на 2013-2015 годы», утвержденной приказом комитета по охране окружающей среды и природопользованию Новгородской области от 15 октября 2012 года № 88, какие-либо мероприятия по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, не предусмотрены по причине не направления ответчиками документов в целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, что свидетельствует о бездействии ответчиков по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования и просил суд признать бездействие Администрации Окуловского муниципального района и Администрации Кулотинского городского поселения по непринятию мер по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, незаконным, обязав Администрацию Окуловского муниципального района и Администрацию Кулотинского городского поселения в срок до <...> провести работы по подготовке и получению проектно-сметной документации, определяющей перечень конкретных мероприятий (работ) по укреплению берега реки Перетна, а также провести определенные проектно-сметной документацией работы по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, исключающие его дальнейшее разрушение.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области.

Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Администрация Окуловского муниципального района Новгородской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обосновании указано, что в течение <...> Администрацией муниципального района совместно с Администрацией Кулотинского городского поселения проведен ряд совещаний по вопросу осуществления мер, предотвращающих возникновение чрезвычайной ситуации в п.Кулотино. На совещании при Главе Окуловского муниципального района, состоявшемся <...> было принято решение о проведении дополнительного обследования состояния берега в <...>. По итогам совещания, проведенного <...> года председателю комитета по строительству, связи, энергетике и ЖКХ Администрации муниципального района поручено принять меры по поиску и привлечению специализированной организации для проведения обследования и оценки состояния берега р.Перетна. <...> Администрацией Кулотинского городского поселения заключен договор с ООО «<...>», которым впоследствии подготовлены технические отчеты, содержащие рекомендуемые технические задания для размещения заказа на разработку проектно-сметной документации, смета на проектно- изыскательские работы. Кроме того, указанной организацией предложены три возможных варианта укрепления берега.

В апелляционной жалобе Администрация Кулотинского городского поселения Окуловского района Новгородской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что Администрацией Кулотинского городского поселения принимались все возможные меры для решения спорного вопроса, однако в связи с отсутствием финансирования укрепление берега до настоящего времени не произведено. Кроме того, указано, что срок, установленный судом для выполнения работ является слишком коротким для выполнения необходимых работ по укреплению берега реки Перетна.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Окуловского района просит решение суда оставить без изменения, а жалобы ответчиков без удовлетворения.

Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, заслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижением размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновение.

В соответствии со ст.7 названного Закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Судом установлено, что <...> государственным инспектором по региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на основании коллективного обращения жителей <...>, зафиксировано обрушение берега реки Перетна в районе указанной улицы, при этом расстояние от края берега до дороги составляло 2-2,5 метра, обрушение берега реки также наблюдалось со стороны дома <...>, при этом расстояние от края берега до забора составляло менее 0,5 метра, что подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного и водного законодательства Российской Федерации, от 18 ноября 2009 года № 2 и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Судом также установлено, что комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области в целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в <...> году проводилась работа по формированию перечня мероприятий, финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов на осуществление переданных полномочий. В рамках проведения указанных мероприятий возможно проведение работ по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

При этом Администрации Окуловского муниципального района предлагалось в срок до <...> предоставить информацию для формирования указанного выше перечня мероприятий.

Вместе с тем, документы, необходимые для формирования перечня мероприятий по укреплению берега реки Перетна, в комитет представлены не были.

Заключением комиссии по результатам обследования участка берега реки Перетна в районе домов <...> от <...> ситуация признана чрезвычайной и требующей незамедлительной ликвидации, поскольку во время весеннего паводка и половодья происходит размыв правого берега, который каждый год увеличивается и непринятие мер по укреплению берега реки может привести к обрушению дороги.

Из акта обследования от <...> следует, что расстояние от края дороги до края обрыва сократилось до полутора метров, заключением комиссии по результатам обследования ситуация признана чрезвычайной, требующей незамедлительной ликвидации.

Указанные обстоятельства в судебном заседании сторонами также не оспаривались.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Этим же Федеральным законом участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района отнесено и к вопросам местного значения района (п.7 ч.1 ст.15 Закона).

В силу п.«г» ч.2 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.5 Устава Кулотинского городского поселения органы местного самоуправления Кулотинского городского поселения обладают полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим уставом.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Кулотинского городского поселения отнесено к вопросам местного значения Кулотинского городского поселения (п.8 ч.1 ст.4 Устава).

Аналогичные положения в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Окуловского муниципального района, также предусмотрены и Уставом Окуловского муниципального района (п.8 ч.1 ст.6 Устава).

Также судом установлено, что прокурором Окуловского района на имя Главы Администрации Кулотинского городского поселения <...> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере чрезвычайных ситуаций, которые до настоящего времени не устранены.

Приказом комитета по охране окружающей среды и природопользованию Новгородской области от 15 октября 2012 года № 88 утверждена Ведомственная целевая программа «Охрана и использование водных объектов Новгородской области на 2013-2015 годы», где мероприятия по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...> не предусмотрены по причине непредоставления ответчиками соответствующих сведений и документов.

При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчики не оспаривали тот факт, что до настоящего времени необходимые сведения и документы в целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в комитет не направлены, мероприятия по устранению чрезвычайной ситуации не проведены, в связи с чем судом сделан правильный вывод о бездействии ответчиков по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, подробно изложенные в решении, дав верное толкование нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к правомерному выводу о том, что проведение работ по укреплению берега реки Перетна в п.Кулотино относится к компетенции органов местного самоуправления, а потому обоснованно требования прокурора удовлетворил, обязав ответчиков в пределах своих полномочий провести работы по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, исключающие его дальнейшее разрушение, в соответствии с проектно-сметной документацией в срок до <...>

При определении срока, в течение которого ответчики обязаны совершить действия, направленные на принятие мер по укреплению берега реки Перетна в районе домов <...>, исключающие его дальнейшее разрушение, суд исходил из характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, в связи с чем установленный судом срок для совершения указанных выше действий до <...> года представляется достаточным, разумным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были известны суду при рассмотрении дела по существу, надлежаще проверялись и получили в решении правильную юридическую оценку.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не установила.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области и Администрации Кулотинского городского поселения Окуловского района - без удовлетворения.

Председательствующий: Есакова С.В.

Судьи: Алещенкова И.А.

Смирнова Л.Н.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка