СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 июля 2013 года Дело N 33-1098

03 июля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Ворониной М.В. и Ивановой О.А.,

при секретаре Поповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Соколовой Любови Александровны и представителя администрации Костромской области Афанасьева Андрея Павловича, апелляционному представлению прокурора г. Волгореченск Костромской области Карамышева С.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 февраля 2013 года, которым частично удовлетворен иск прокурора г. Волгореченск Костромской области в интересах Соколовой Любови Александровны к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на субъект Российской Федерации - Костромскую область, в лице администрации Костромской области, возложена обязанность предоставить Соколовой Любови Александровне по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Волгореченска, в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения прокурора Рыловой Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации Костромской области, объяснения Соколовой Л.А., поддержавшей доводы поданной ею апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации Костромской области, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Волгореченск Костромской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Соколовой Л.А. к администрации Костромской области о предоставлении Соколовой Л.А. вне очереди по договору социального найма изолированного жилого помещения с учетом членов ее семьи по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям по месту жительства в черте городского округа г. Волгореченск Костромской области. Требования мотивировал тем, что Соколова Л.А.,  ...  года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Судиславского районного суда Костромской области от 05 ноября 1987 года она отобрана у одинокой матери С.Л.М. Решением Судиславского районного суда Костромской области от 23 декабря 1997 года установлено, что мать Соколовой Л.А. - С.Л.М. надлежаще не может заниматься воспитанием дочери в силу умственного развития и трудного материального положения, поэтому суд не усмотрел оснований для лишения С.Л.М. родительских прав. Соколова Л.А. по путевке была передана в Шарьинский детский дом, где находилась на полном государственном обеспечении. С 1999 года по 2002 год обучалась в Профессиональном лицее №17 г. Волгореченск Костромской области, на период обучения ей предоставлялось место в общежитии по адресу:  ...  где она и зарегистрирована по настоящее время. Решением исполнительного комитета Галичского районного отдела народного образования от 26.04.1988 года №61/4 за несовершеннолетней сохранена жилая площадь в квартире совхоза «Кировский» Галичского района, дер. Мелешино до достижения совершеннолетия. Однако согласно сведениям, предоставленным администрацией Степановского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области, указанное строение, ставшее не пригодным для проживания, снесено в 2002 году. Соколова Л.А. состоит в общей очереди граждан нуждающихся в жилом помещении и принятых на учет до 01 марта 2005 года, является многодетной матерью, воспитывает 3-х малолетних детей.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Соколовой Л.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом членов семьи и нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа г. Волгореченск.

Истица Соколова Л.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Соколова Л.А. просит изменить решение суда и принять по делу новое решение о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения с учетом состава семьи. Считает вывод суда о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом состава семьи, основанным на неверном толковании закона. Указывает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут распространяться общие нормы ЖК РФ. Действующее жилищное законодательство (ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ) предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон № 159-ФЗ каких-либо ограничений в предоставлении жилого помещения не содержит. Из содержания Правил предоставления и распространения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1203, следует, что из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта предоставляются субсидии. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м., то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (п. 6 Правил). Поскольку она имеет 3-х несовершеннолетних детей, состоит на учете в составе семьи из 4-х человек, общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению ее семьи, должна рассчитываться исходя из установленной по г. Костроме нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В апелляционном представлении прокурор г. Волгореченск Костромской области Карамышев С.Н. просит изменить решение суда и принять по делу новое решение о предоставлении истице жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом членов ее семьи. Считает, что требование в части предоставления жилого помещения с учетом членов семьи Соколовой Л.А. подлежит удовлетворению, так как действующее законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что решение принято с нарушением отдельных положений действующего законодательства. Указывает, что в соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» детям-сиротам благоустроенные специализированные жилые помещения предоставляются администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц. Соколова Л.А. была выявлена в Галичском районе, однако решением суда удовлетворен иск прокурора о предоставлении Соколовой Л.А. жилого помещения на территории города Волгореченска. Ссылается также на то, что администрация Костромской области не является уполномоченным органом по содержанию казны Костромской области. Действующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации не предусмотрено право администрации Костромской области заключать с гражданами договоры найма специализированного жилого помещения. Администрация Костромской области не сможет исполнить решение суда, так как фактом предоставления будет являться заключение соответствующего договора найма специализированного жилого помещения. Судом эти обстоятельства не учтены.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Соколовой Л.А. представитель администрации Костромской области по доверенности Красавина Е.Е. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по доводам, изложенным в апелляционных жалобах и представлении в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Соколова Л.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.

В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Соколовой Л.А., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.

Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.

Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с Соколовой Л.А. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Соколова Л.А. была выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей, в Галичском районе Костромской области, где и должно быть ей предоставлено специализированное жилое помещение, не обоснована.

Из приведенной выше нормы ст. 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» следует, что специализированные жилые помещения предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.

Как видно из материалов дела, местом жительства Соколовой Л.А. являлось общежитие профессионального лицея № 17, расположенного по адресу:  ...  По этому адресу истица зарегистрирована постоянно по месту жительства, утратившей право пользования данным жилым помещением в установленном законом порядке не признана. Закрепленное за ней жилое помещение на территории Галичского района снесено в 2002 году.

При таких обстоятельствах вывод суда о предоставлении Соколовой Л.А. специализированного жилого помещения на территории г. Волгореченск Костромской области является правильным.

Доводы апелляционной жалобы Соколовой Л.А. и апелляционного представления прокурора г. Волгореченск Костромской области о праве Соколовой Л.А. на предоставление специализированного жилого помещения с учетом членов ее семьи основаны на ошибочном толковании закона.

Действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области, регулирующим вопросы предоставления гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено распространение льготы по предоставлению специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на членов семей указанных категорий граждан.

Право истицы, состоящей на учете нуждающихся в получении жилых помещений, на предоставление жилого помещения с учетом членов ее семьи в соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ может быть реализовано при подходе очереди на получение жилого помещения по договору социального найма.

Судом при разрешении спора правильно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы и апелляционное представление - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Соколовой Л.А., представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П., апелляционное представление прокурора г. Волгореченск Костромской области Карамышева С.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка