СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июля 2013 года Дело N 33-1157

17 июля 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего И.Ю. Веремьевой,

судей Н.Н. Демьяновой, М.В. Дедюевой,

с участием прокурора Т.В. Рыловой,

при секретаре А.А. Рец

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 апреля 2013 года, которым исковые требования прокурора Павинского района Костромской области в интересах Зеленкиной Надежды Александровны к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения удовлетворены; на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Зеленкиной Надежде Александровне, 16.03.1994 года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Павинского района, в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения прокурора Т.В. Рыловой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Павинского района Костромской области обратился в суд в интересах Н.А. Зеленкиной с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать ответчика предоставить Н.А. Зеленкиной вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Павинского муниципального района Костромской области.

Указал, что Н.А. Зеленкина, 16 марта 1994 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отец А.С. Зеленкин умер 20 февраля 1995 года, мать В.А. Зеленкина умерла 10 января 2010 года). На момент приобретения статуса ребенка-сироты Н.А. Зеленкина проживала по адресу:  ... , данное жилое помещение принадлежит колхозу «Новый север», за Н.А. Зеленкиной не закреплялось. Приказом начальника межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 2 от 02 августа 2010 года № 79-о Н.А. Зеленкина включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Н.А. Зеленкина окончила 9 классов МОУ «Павинская СОШ», трудоустроена дояркой в колхозе имени Чапаева, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

При рассмотрении дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать субъект Российской Федерации в лице администрации Костромской области предоставить Н.А. Зеленкиной по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Павинского района.

Уточненные исковые требования прокурора были поддержаны Н.А. Зеленкиной.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Е.Е. Красавина просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области являются участниками спорных правоотношений и должны были быть привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, а не третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. Администрация Костромской области полномочий на приобретение жилых помещений в жилищный фонд Костромской области, на заключение договора найма специализированного жилого фонда не имеет, распорядителем бюджетных средств не является. Кроме того, у Н.А. Зеленкиной есть закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: Костромская область, Павинский район, д. Большой Завраг, д. 14, кв. 1, право пользования которым материальным истцом не утрачено. Заключение межведомственной комиссии от 02 апреля 2013 года о непригодности названного жилого помещения для проживания являлось недопустимым доказательством и не могло было быть принято судом. Комиссия была создана с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, провела обследование жилого помещения с нарушением установленной законом процедуры. Сам акт обследования и сделанное на его основании заключение не соответствуют указанному Постановлению Правительства РФ и ст. 15 ЖК РФ.

Прокурор Т.В. Рылова доводы апелляционной жалобы полагала несостоятельными и просила в ее удовлетворении отказать.

Дело рассматривается в отсутствие Н.А. Зеленкиной, представителей администрации Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, ходатайств об его отложении от указанных лиц не поступало.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, приведенных в пункте 4 настоящей статьи, в частности, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.

Как следует из материалов дела, Н.А. Зеленкина, 16 марта 1994 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец - А.С. Зеленкин умер 20 февраля 1995 года, мать - В.А. Зеленкина умерла 10 января 2010 года.

Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 2 от 02 августа 2010 года № 79-о Н.А. Зеленкина включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма по Павинскому муниципальному району.

Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что Н.А. Зеленкина, состоящая в вышеуказанном списке, свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ не реализовала, нуждается в жилом помещении по месту постоянного жительства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска. При этом суд учел, что жилое помещение, расположенное по адресу:  ... , в котором Н.А. Зеленкина имеет регистрацию, является непригодным для проживания. Суд также признал необоснованными доводы представителя ответчика о том, что администрация Костромской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Оснований для отмены судебного решения суд апелляционной инстанции не находит.

Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» (в редакции от 28 декабря 2012 года) обеспечение рассматриваемой категории лиц специализированными жилыми помещениями прямо отнесено к полномочиям администрации Костромской области. Принятие именно данным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении жилого помещения соответствующей категории лиц не оспаривается и в апелляционной жалобе.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрация Костромской области является надлежащим ответчиком по иску, основанием для заключения с Н.А. Зеленкиной договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы, направленными на оспаривание вывода суда о нуждаемости Н.А. Зеленкиной в жилом помещении.

По делу видно, что Н.А. Зеленкина на момент смерти матери имела право пользования жилым помещением, расположенным по адресу:  ...   ... , в котором истец зарегистрирована по настоящее время.

Заключением межведомственной комиссии от 02 апреля 2013 года вышеуказанное жилое помещение признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению согласно пунктов 12, 15, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В акте обследования помещения от этой же даты отражено, что фундамент дома имеет трещины, промерзание, отсутствует остекление отдельных оконных переплетов рам, оконные блоки поражены гнилью, отопительный очаг в помещениях комнат разрушен, отсутствует печное литье, балки пола поражены гнилью, полы просели, деформированы, электропроводка отсутствует, каркасная конструкция крыльца и веранды деформированы и имеют отклонения по вертикальной и горизонтальной оси каркасной конструкции, остекление веранды полностью отсутствует, отделка помещения отсутствует (окраска потолка, пола, оклейка стен), дверные блоки требуют замены.

Оснований для непринятия приведенного заключения межведомственной комиссии в качестве допустимого доказательства у суда не имелось. При рассмотрении дела судом первой инстанции данное заключение ответчиком не оспаривалось, приведенные в апелляционной жалобе доводы также не опровергают решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Иных правовых доводов, могущих повлечь отмену судебного решения, администрацией Костромской области в апелляционной жалобе не изложено.

Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в том числе и указанных в апелляционной жалобе, судом не допущено. Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных прокурором и поддержанных Н.А. Зеленкиной требований (в их уточненной редакции).

На основании изложенного постановленное судом первой инстанции решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка