ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 июня 2013 года Дело N 33-1323/2013

27 июня 2013 года Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Майоровой Л.В., Сафроновой Л.И.,

при секретаре Комиссаровой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Никитенко <...> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Должанском районе Орловской области о признании права на включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Должанском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 апреля 2013 года, которым постановлено:

«Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области засчитать Никитенко <...> время нахождения на курсах повышения квалификации с 13.01.2003 года по 28.02.2003 года и с 16.04.2008 года по 31.05.2008 года в стаж для назначения пенсии по старости за выслугу лет, связанной с лечебной деятельностью.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области в пользу Никитенко <...> судебные расходы в сумме <...> рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Майоровой Л.В., объяснения представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области по доверенности <...>., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Никитенко Е.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области о признании права на включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В обоснование заявленных требований указала, что с 21.12.1990 по настоящее время она работает в Должанской центральной районной больнице.

11.01.2013 она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области с заявлением о назначении ей пенсии по старости за выслугу лет, связанной с лечебной деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области от 18.01.2013 ей было отказано в назначении пенсии по старости, в связи с недостаточностью специального стажа работы, дающего право на назначение пенсии.

В частности, ответчик не включил в специальный стаж периоды пребывания истца на курсах повышения квалификации с 13.01.2003 по 28.02.2003 и с 16.04.2008 по 30.05.2008, когда за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата и работодателем производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В связи с чем, просила суд обязать ответчика включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.01.2003 по 28.02.2003, с 16.04.2008 по 30.05.2008 в специальный стаж и определить общий размер специального стажа, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», а так же определить дату возникновения у нее права на указанную пенсию.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области в суде иск не признал.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального права.

Приводится довод о том, что в период обучения на курсах повышения квалификации медицинская деятельность истцом не осуществлялась, не имеется повышенной интенсивности труда, приводящей к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности с установленной нагрузкой и объемом работ, следовательно, периоды нахождения работников учреждений здравоохранения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как видно из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области от 18 января 2013 года Никитенко Е.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, по причине отсутствия необходимого стажа (л.д. 11).

Специальный стаж Никитенко Е.П. на дату обращения (11.01.2013) определен пенсионным органом в размере 24 лет 6 месяцев 24 дней, в который не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 13.01.2003 по 28.02.2003 и с 16.04.2008 по 31.05.2008.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Проверяя доводы истца, суд установил, что Никитенко Е.П. работает с 31.03.1990 по настоящее время в учреждении здравоохранения БУЗ Орловской области «<...>» и осуществляет лечебную деятельность (л.д. 8-9).

В период работы истец проходила курсы по повышению квалификации с 13.01.2003 по 28.02.2003 и с 16.04.2008 по 31.05.2008, что подтверждается справкой БУЗ Орловской области «<...>» (л.д. 10), свидетельством о повышении квалификации (л.д. 26), копиями командировочных удостоверений (л.д. 22, 24) и авансовых отчетов (л.д. 23, 25).

Те обстоятельства, что в указанный период истице начислялась заработная плата и уплачивались страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, не оспаривались ответчиком и подтверждены справкой БУЗ Орловской области «<...>» (л.д. 21).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования Никитенко Е.П., суд не определил дату возникновения у истца права на пенсию.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Учитывая включенные судом в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 13.01.2003 по 28.02.2003 и с 16.04.2008 по 31.05.2008, что составляет 3 месяца, на момент обращения истца в пенсионный орган (11.01.2013) ее специальный стаж составлял 24 года 9 месяцев 24 дня.

Таким образом, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 25-летний стаж истцом, которая продолжает работать в БУЗ Орловской области «<...>», выработан 17 марта 2013 года.

Поскольку истец обратилась в пенсионный орган ранее этой даты, следует дополнить решение суда указанием об обязании пенсионного органа назначить истцу пенсию с даты возникновения у нее права, то есть с 17.03.2013.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области - без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения суда от 11 апреля 2013 года абзацем следующего содержания:

«Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области назначить и проводить выплату Никитенко <...> трудовой пенсии по старости с 17 марта 2013 года».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка