СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 июля 2013 года Дело N 33-1340/2013

01 июля 2013 года г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кисилевской Т.В.,

судей коллегии Гниденко С.П., Оберниенко В.В.,

при секретаре Минаковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Кудрявцевой ФИО16 и Ключникова А.В. на решение Новоуренгойского городского суда от 26 марта 2013 года, которым постановлено:

Отказать Ключникову А.В., Кудрявцевой ФИО16, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, в удовлетворении исковых требований к Департаменту городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой о признании незаконным отказа в признании семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище», возложении обязанностей по предоставлению социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище».

При отказе в иске расходы по государственной пошлине в размере  ...  рублей возмещению ответчиками истцу Кудрявцевой Н.А. не подлежат.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ключников А.В., Кудрявцева Н.А.., действуя от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, обратились в суд с заявлением об обжаловании решения Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой об отказе в признании семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище», возложению обязанности по предоставлению социальной выплаты.

В обоснование заявления указали, что 09 августа 2010 года они обратились в Администрацию г. Новый Уренгой с целью принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище». 18 августа 2010 года решением Администрации г. Новый Уренгой их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище». 05 сентября 2012 года ими подано заявление на предоставление социальной выплаты в рамках указанной программы. 05 октября 2012 года получили свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере  ...  рублей. 24 октября 2012 года они заключили договор уступки прав и перевода долга по договору № 2 участия в долевом строительстве жилого дома от 11 октября 2012 года. 11 января 2013 года получили отказ в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и в получении социальной выплаты по причине того, что Кудрявцеву В.И. на праве собственности принадлежит 1/3 доля жилого помещения в г. Новый Уренгой общей площадью  ...  кв.м., что составляет около  ...  кв.м. Кроме того, Ключников А.В. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу:  ... , общей площадью  ...  кв.м. В результате на их семью приходится  ...  кв.м. общей площади. Полагают отказ незаконным, так как при обращении в 2010 году к ответчику, с целью принятия участия в указанной подпрограмме, требования подпрограммы с их стороны выполнены надлежащим образом, документы, подтверждающие наличие жилых помещений с указанием их площадей, также были предоставлены. В 2012 году предоставлено техническое заключение на  ...  из которого следует, что дом, 1980 года постройки, исчерпал свою несущую конструкцию и находится в аварийном состоянии. При обращении к собственнику жилого дома с требованием создать комиссию и обследовать дом, было отказано без объяснения причин.

Определением Новоуренгойского городского суда от 27 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Новый Уренгой.

Истцы Кудрявцева Н.А. и Ключников А.В. в судебном заседании требования иска поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой Гильманова Н.В., действующая на основании доверенности, с требованиями заявления не согласилась, просила об отказе в их удовлетворении. При этом пояснила, что на момент признании семьи участником подпрограммы и выдачи свидетельства фактически семья не являлась нуждающейся.

Представитель третьего лица Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.Н. в письменном отзыве на заявление указал, что реализация программы «Жилище» возложена на органы местного самоуправления. При определении уровня обеспеченностью жильем семьи заявителя необходимо было учитывать площадь всех жилых помещений пригодных для проживания. Так как жилое помещение, предоставленное на условиях социального найма, не признавалось в установленном действующим законодательством порядке непригодным для проживания, его тоже следовало учитывать при определении уровня обеспеченности семьи жильем. В удовлетворении заявления просил отказать.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением не согласны истцы Ключников А.В. и Кудрявцева Н.А.

В апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принято новое об удовлетворении их требований. Приводят доводы аналогичные изложенным в заявлении, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют материалам дела. Не оспаривая процедуру признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище», указывают на неправомерность, некомпетентность органов местного самоуправления по организации работы в данном направлении. Так, на протяжении длительного времени уполномоченные лица, владея всей информацией и имея все необходимые документы, признавали их семью нуждающейся, но только в 2013 году, после того, когда семья приняла решение и вступила в договорные отношения со сторонней организацией по вопросу долевого строительства, органы местного самоуправления пришли к выводу о том, что основания для признания их семьи нуждающимися отсутствуют. Кроме того, в период с момента обращения в суд и до вынесения решения суда,  ...  заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010г.г., которая включает в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

Основной целью указанной подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, а также участниками подпрограммы и ведение их учета осуществляют органы местного самоуправления.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, предусмотрен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 (далее-Правила).

В соответствии с п. 5 названных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий является одним из составляющих критериев для признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»

В силу п. 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу пп. 2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что Кудрявцева Н.А. и Ключников А.В., являясь супругами и родителями двух несовершеннолетних детей, 09 августа 2010 года обратились в Администрацию города Новый Уренгой с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» входящей в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы.

Порядок рассмотрения заявления и вынесения решения органами местного самоуправления о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты регламентирован п.24 - 27 подпрограммы, из которых следует, что для включения семьи в число участников подпрограммы необходимо принятие органом местного самоуправления двух решений: о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (применительно к п.6 Правил) и о включении семьи в число участников подпрограммы.

При этом в силу положений п.15 Правил к заявлению о включении в состав участников подпрограммы молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства необходимые документы, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

18 августа 2010 года решением, утвержденным главой г. Новый Уренгой, на основании представленных документов семья Кудрявцевой Н.А. и Ключникова А.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

08 июля 2011 года, в связи с рождением ребенка, подано заявление о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы, но уже составом пять человек.

Судом установлено, что в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья Кудрявцевой Н.А. и Ключникова А.В. не получила социальной выплаты в период действия программы «Жилище» на 2002 - 2010 год. В связи с чем, их семья была включена в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010г. № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015г.г. содержит положение, указывающее на то, что жилищная проблема не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет, что согласуется с требованиями об использовании списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы при реализации целевой программы на 2011-2015г.г.


Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении №3 в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. (далее-Правила), которыми установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

Согласно п.22 Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, которым является Министерство регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с п.26, 27, 29 Правил включение молодой семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты является основанием для выдачи этой семье свидетельства и перечисления впоследствии денежных средств социальной выплаты.

В соответствии с п. 4 Правил, выдача свидетельств осуществляется органом местного самоуправления.

05 октября 2012 года Администрацией города Новый Уренгой семье Кудрявцевой Н.А. и Ключникова А.В. выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере  ...  рублей. Согласно свидетельству оно подлежало предъявлению в банк до 05 декабря 2012 года включительно.

После получения свидетельства Кудрявцева Н.А. с целью приобретения жилья 24 октября 2012 года заключила Договор уступки прав и перевода долга по Договору № 2 участия в долевом строительстве жилого дома от 11 октября 2012 года.

По условиям договора (п.3.1.) часть оплаты в сумме  ...  рублей подлежала уплате за счет социальной выплаты в течение 20 дней с момента государственной регистрации. Регистрация договора прошла 22 октября 2012 года.

Однако, в 2013 году органами местного самоуправления принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты, ввиду того, что при суммарном исчислении на семью, состоящую из пяти человек, приходится около  ...  кв.м., общей площади жилого помещения, о чем 11 января 2013 года Департаментом городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой письмом сообщено Кудрявцевой Н.А. и Ключникову А.В.

Отказывая в удовлетворении требований иска суд первой инстанции указал на отсутствие у истцов нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент включения их в число участников приведенной подпрограммы, в виду наличия у них в пользовании жилого помещения на условиях договора социального найма, а также доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общая площадь которых превышает учетную норму обеспеченности жилым помещением на каждого члена семьи.

Вместе с тем, с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета указанных выше положений жилищного законодательства, а также фактических обстоятельств дела.

Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с решением Городской Думы муниципального образования г. Новый Уренгой от 28 сентября 2005г. № 64 учетная норма общей площади жилого помещения в г. Новый Уренгой, приходящаяся на одного гражданина, составляет 12 кв. м. общей площади жилого помещения.

Как видно из материалов дела, Кудрявцеву Владиславу Игоревичу, 1999 года рождения, принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:  ... , общей площадью  ...  кв.м. Согласно принадлежащей Кудрявцеву В.И. доли истцам и членам их семьи причитается  ...  кв.м. в указанном жилом помещении.

Кроме того, Ключников А.В. на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу:  ... , общей площадью  ...  кв.м.

Заключением межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования г. Ноябрьск от 22 марта 2013 года № 28 (1404), жилой  ... , в котором расположено принадлежащее истцу на условиях договора социального найма жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, в виду деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, значительной степени биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности.

Таким образом, при определении уровня обеспеченности истцов общей площадью жилого помещения, площадь жилого помещения, расположенного в аварийном и подлежащем сносу жилом доме, учету не подлежит.

В этой связи, обеспеченность общей площадью жилого помещения у истцов, исходя из принадлежащей несовершеннолетнему ФИО1, доли в праве общей долевой собственности на квартиру, и состава семьи 5 человек, составляет  ...  кв.м., что менее учетной нормы жилой площади установленной в г. Новый Уренгой на каждого члена семьи, а потому истцы и их несовершеннолетние дети отвечают критериям участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» входящей в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы», в том числе и по критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу было принято после того, как семья истцов признана участниками указанной подпрограммы, и после выдачи им свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, существенного значения по делу не имеет, поскольку не исключает нуждаемость истцов в улучшении жилищных условий.

Таким образом, действия ответчика об отказе истцам в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нельзя признать правомерными, поскольку правовые основания для отказа отсутствовали.

При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований иска, а потому решение суда подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об удовлетворении иска.

Обязанность по осуществлению социальной выплаты истцам подлежит возложению на администрацию города Новый Уренгой.

То обстоятельство, что в настоящее время истек срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от 05 октября 2012 года серии МС-О № 1134, выданного на имя истцов, не имеет существенного для дела значения и не прекращает право последних на получение социальной выплаты в установленной им сумме, поскольку свидетельство было предъявлено к исполнению истцами в период срока его действия, а ограничение реализации права семьи истцов на социальную выплату было поставлено в зависимость от не основанных на законе действий должностных лиц органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа