СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 июля 2013 года Дело N 33-14275/2013

«09» июля 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Казакова Д.А., Сидорова В.В.,

по докладу Сидорова В.В.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

при секретаре Попове С.Н.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Калининский район по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от <дата обезличена>.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в Калининский районный суд Краснодарского края в интересах < Ф.И.О. >1., лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с исковым заявлением о предоставлении ему жилого помещения.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что < Ф.И.О. >1 остался без попечения родителей, ввиду чего относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей и нуждается в обеспечении жильем. До настоящего времени < Ф.И.О. >1 жилье не получил, что нарушает его соответствующие права, закрепленные законодательством.

Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования Калининский район предоставить < Ф.И.О. >1, <дата обезличена> года рождения, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и отвечающего санитарным и техническим требованиям, применительно к данному населенному пункту.

Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от <дата обезличена> исковые требования прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах < Ф.И.О. >1 к администрации муниципального образования Калининский район о предоставлении жилого помещения удовлетворены.

Суд обязал администрацию муниципального образования Калининский район Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >1, <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Калининский район.

С указанным решением суда представитель администрации муниципального образования Калининский район по доверенности < Ф.И.О. >6 не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить, обязав Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >1, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Калининский район, по мере государственной регистрации права на жилое помещение и в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Калининский район Краснодарского края.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что решение суда в части возложения на администрацию муниципального образования Калининский район предоставить < Ф.И.О. >1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения необоснованно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >7, просившую решение суда изменить, прокурора < Ф.И.О. >4, просившего об отказе в удовлетворении жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы муниципального образования Калининский район <номер обезличен>-р от <дата обезличена> < Ф.И.О. >1, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета <дата обезличена>

По состоянию на <дата обезличена> < Ф.И.О. >1 состоит на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении под <номер обезличен>

Судом первой инстанции достоверно установлено, что до настоящего времени < Ф.И.О. >1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Определение объема субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма путем приобретения (строительства) осуществляется на основании методики утвержденной Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ (приложение № 4).

В силу ст. 19 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Судом первой инстанции установлено, что краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана на 2009-2013 годы. В <дата обезличена> году из бюджета Краснодарского края было выделено  ...  тыс. руб. на строительство  ...  квартирного дома. Денежные средства на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа путе предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на 2013 год в муниципальном образовании Калининский район не предусмотрены.

Вместе с тем, действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в ст. 1 Закона Краснодарского края № 159-ФЗ от 21.12.1996г., на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов РФ, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ или муниципальных образований, свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов жилищного фонда и иных условий, не предусмотренных федеральным законодательством.

Согласно требований ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 указанного Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Таким образом, поскольку < Ф.И.О. >1 не обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает его права, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Калининского района, поскольку действиями администрации муниципального образования Калининский район были нарушены права < Ф.И.О. >1 на обеспечение его благоустроенным жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, поскольку направлены на иное, неправильное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, им была дана правильная правовая оценка судом первой инстанции, и при рассмотрении в суде вышестоящей инстанции они не нашли своего подтверждения.

Вместе с тем, в соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение Калининского районного суда Краснодарского края от <дата обезличена> изменить, обязав администрацию муниципального образования Калининский район Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Краснодарского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования по доверенности < Ф.И.О. >6 - оставить без удовлетворения.

Решение Калининского районного суда Краснодарского края от <дата обезличена> изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Обязать администрацию муниципального образования Калининский район Краснодарского края предоставить < Ф.И.О. >1, <дата обезличена> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Калининский район, за счет средств бюджета Краснодарского края».

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка