СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 июля 2013 года Дело N 33-14710/2013

08 июля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе

председательствующего Ракуновой Л.И.,

судей Цуркан Л. С., Шишкина И. В.,

при секретаре Андёнок Я. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соболевой Е. А.

на решение Дмитровского городского суда Московской области от 30 апреля 2013 года

по делу по иску Соболевой Евгении Андреевны к ГУ - УПФ РФ № 21 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в выплате задолженности по невыплаченной пенсии незаконным, выплате задолженности по невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца,

заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,

объяснений представителя истца, представителя ответчика,

у с т а н о в и л а:

Истица обратилась в суд с указанными требованиями к ГУ - УПФ РФ № 21 по г. Москве и Московской области, ссылаясь на то, что ей с 12.09.2000г. была назначена пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия выплачивалась ей до исполнения 18 лет (09.08.2007г.) и прекращена выплата была в августе 2007г.

В конце декабря 2012г. истица узнала о том, что в случае обучения по очной форме в образовательном учреждении она имела право получать указанную пенсию по достижении 23 лет. Истица обучалась в образовательном учреждении в период с 01.09.2006г. по 25.06.2012г. Ответчик в выплате пенсии за прошлое время отказал.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Решением Дмитровского городского суда в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, 12.09.2000г. истице была назначена пенсия по случаю потери кормильца и выплачивалась до 09.08.2007г.

В период с 01.09.2006г. по 25.06.2012г. истица обучалась по очной форме обучения в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова.

В силу п. 1 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

В соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего ФЗ. К указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно.

Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований, суд обоснованно указал, что после достижения истицей совершеннолетии, выплата пенсии по случаю потери кормильца была прекращена ответчиком правомерно в силу изложенных выше норм Федерального закона.

Для возобновления выплаты пенсии истица должна была обратиться к ответчику с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов, подтверждающих право истицы на продолжение получения пенсии по случаю потери кормильца, в данном случае это доказательства обучения истицы в образовательном учреждении по очной форме.

Однако истица представила документы только в январе 2013г., уже после утраты ею права на спорную пенсию, т.е. после достижения истицей возраста 23-х лет.

Поэтому судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчиком правомерно отказано истице в выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.08.2007г. по 01.07.2012г.

Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Из материалов дела усматривается, что ответчик своим письмом от 28 ноября 2007 года сообщал матери истице о необходимости в случае, если истица после достижения совершеннолетия обучается в образовательном учреждении по очной форме обучения, представить справку с места учебы с указанием формы обучения и периода обучения. Согласно почтовой карточки письмо возвращено в связи с выбытием адресата (л.д. 19).

Таким образом, по мнению судебной коллегии, пенсионный орган предпринял все доступные ему способы доведения до истицы, ее матери информации о возможности получения истицей пенсии по достижению совершеннолетия.

Из копии пенсионного удостоверения усматривается, что пенсия по потере кормильца в 2000 году истице была назначена в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Статьей 51 указанного Закона было предусмотрено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют обучающиеся, воспитанники в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.

В действующем с 1 января 2002 года ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусмотрено право на получение пенсии по случаю потери кормильца в случае обучения иждивенца умершего кормильца по очной форме обучения до достижения им возраста 23 лет.

Таким образом, право на получение пенсии в случае обучения по очной форме обучения до достижения возраста 23 лет было предоставлено истице на основании Закона РФ, действовавшего в период первичного назначения ей пенсии в 2000 году, и сохранено после 1 января 2002 года на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обстоятельства, при которых истица уклонилась от представления в пенсионный орган сведений об обучении в образовательном учреждении после достижения ею совершеннолетнего возраста, не имеют правового значения. Во всех случаях, с учетом системного толкования пенсионного законодательства, право на пенсию гражданином реализуется в заявительном порядке с представлением документов, подтверждающих возникновение или преобразование пенсионных прав.

Обстоятельств, указывающих на бездействия пенсионного органа или на действия, нарушающие права истицы в области пенсионного обеспечения, материалами дела не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 30 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соболевой Е. А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка