СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июля 2013 года Дело N 33-4589/2013

24 июля 2013 года г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.

судей Симаковой М.Е., Аноприенко К.В.

при секретаре Гиму А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2013 года по иску Виноградова Ю. Н., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., объяснения представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Колечкиной В.Ю., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца Виноградова Ю.Н - Кнауса М.П., судебная коллегия

установила:

Виноградов Ю.Н., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО, обратился в суд с иском к Минобороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение -  ... .

В обоснование иска указал, что спорное жилое помещение было предоставлено ему и членам его семьи по договору социального найма № от  ... . В  ...  военный городок  ...  был исключен из Перечня закрытых военных городков, в связи с чем, статус занимаемого истцом жилого помещения изменился и он имеет право приватизировать жилье. На обращение к ответчику о передаче квартиры в собственность ответа не получил.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27.05.2013 исковые требования Виноградова Ю.Н., удовлетворены. За Виноградовым Ю.Н. и ФИО признано право общей долевой собственности, по № доли на каждого, в квартире  ... , общей площадью  ...  в порядке приватизации.

В апелляционной жалобе начальник ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Кирюшина Л.В. просит решение суда отменить, указывая, что спорное жилое помещение предоставлялось Виноградову Ю.Н. на время прохождения службы в качестве служебного. Поскольку Виноградов был уволен с военной службы по истечении контракта с календарной выслугой  ... , первый офицерский контракт им заключен  ... , право на обеспечения жилым помещением со стороны Минобороны России истец не приобрел.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, Виноградов проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ с  ... .

Согласно выписке из приказа командующего войсками Восточного военного округа от  ... ,  ...  Виноградов Ю.Н. уволен с военной службы по истечении контракта о прохождении военной службы (пп. «б» п.1 ст.51 Федерального Закона «о воинской обязанности и военной службе»). Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ Виноградовым Ю.Н. был заключен на время обучения в военно-учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания, сроком по  ... .

На основании решения начальника Хабаровского гарнизона от 10 января 2006 года №, наймодателем, в лице Чернореченской КЭЧ, истцу и членам его семьи во владение и пользование было предоставлено изолированное служебное жилое помещение на срок прохождения Виноградовым Ю.Н. военной службы в МО РФ, в виде двухкомнатной квартиры  ... , о чем составлен договор № от  ... , поименованный как Типовой договор социального найма служебного жилого помещения.

Установив, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в качестве служебного на срок военной службы, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 №1470-р военный городок в  ...  исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем, статус спорного жилого помещения как служебного утрачен, и истцы имеют право на получение занимаемого ими жилого помещения в собственность бесплатно.

Изложенные выводы суда являются ошибочными вследствие неправильного применения норм материального права и юридической оценки установленных по делу обстоятельствам.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее.

Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей регулируется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» ( далее- Закон).

Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями (абзацы четвертый - седьмой пункта 1 статьи 15 Закона).

Согласно абзацу 12 пункта 1 ст. 15 Закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.

Таким образом, для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, установлен особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Проанализировав положения ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", судебная коллегия считает, что на истца Виноградова Ю.Н., заключившего первый контракт в  ... , уволенного с военной службы по истечению срока контракта, при том, что общая продолжительность его службы в ВС РФ составляет менее 20 лет, правовые нормы о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно не распространяются, поскольку совокупности оснований для предоставления в собственность жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом Федеральным законом "О статусе военнослужащих", после увольнения истца, не имеется, а право на жилище может быть реализовано им на общих основаниях.

Кроме того, исключение военного городка  ...  из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ на основании распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 № 1470-р, не говорит о том, что жилое помещение, в котором проживает истец и члены его семьи, утратило статус служебного жилья.

В соответствии со ст. 92 ч. 2 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" от 25.03.2010 № 179, было установлено, что решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти.

Согласно подп. "м" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Истцу было предоставлено принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации служебное жилое помещение в связи с тем, что он являлся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Поскольку жилое помещение находилось в закрытом военном городке его статус как служебного очевиден, в связи с чем, исключение его из специализированного жилого фонда должно производится в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что занимаемое истцом жилое помещение утратило статус служебного, является неверным, так как исключение  ...  из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа.

Сведений о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется, а потому оснований не причислять квартиру, где проживают истцы, к числу служебных, не имеется.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку с Виноградовым Ю.Н. договор социального найма на спорное жилое помещение не заключался, квартира была предоставлена ему на период службы и до настоящего времени имеет статус служебного жилого помещения, в связи с чем, приватизации не подлежит.

При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Виноградова Ю.Н. незаконно и необоснованно, а потому подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2013 года по иску Виноградова Ю.Н., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО, к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Виноградова Ю. Н., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО, отказать.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи М.Е. Симакова

К.В. Аноприенко

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка