СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июня 2013 года Дело N 2-1730/33-954

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего - Есаковой С.В.,

судей областного суда - Виюка А.В. и Колокольцева Ю.А.,

при секретаре - Довженко Ю.Н.,

с участием Назимова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2013 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Назимова В.Н. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 11 апреля 2013 года, которым в удовлетворении иска Назимова В.Н. к Военному комиссариату Новгородской области, Министерству обороны РФ, Объединенному стратегическому командованию Западного военного округа Министерства обороны РФ о возмещении расходов на лечение и зубопротезирование отказано,

УСТАНОВИЛА:

Назимов В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Новгородской области, Министерству обороны РФ, Объединенному стратегическому командованию Западного военного округа Министерства обороны РФ о возмещении расходов на лечение и зубопротезирование, указав в обоснование, что является пенсионером Министерства обороны РФ и в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ) имеет право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Однако в связи с тем, что в Великом Новгороде отсутствуют медицинские учреждения, обслуживающие военных пенсионеров, он обратился за лечением и протезированием в стоматологическую клинику «<...>». Военный комиссариат Новгородской области денежные расходы, понесенные им на лечение и зубопротезирование, не возместил. В связи с изложенным просил суд взыскать с ответчиков в свою пользу денежные средства в возмещение расходов на зубопротезирование в сумме <...> рублей.

Определением суда от 7 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО СМО «Сибирь».

Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Назимов В.Н. выражает несогласие с судебным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в силу действующего законодательства он имеет право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Поскольку обязанность по предоставлению указанной меры социальной поддержки ответчиками исполнена не была, ему должна быть возмещены убытки, причиненные в результате незаконного бездействия.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков и третьего лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ОАО СМО «Сибирь» просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Назимова В.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 16 указанного выше Федерального закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Назимов В.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ и состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Новгородской области с <...> года, является получателем пенсии за выслугу лет, имеет выслугу <...> лет.

При таких обстоятельствах суд с учетом положений действующего законодательства обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, которые определяют порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

В силу пункта 2 указанных Правил расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения (примерная форма договора приведена в приложении).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 76-ФЗ и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительство Российской Федерации постановлено оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы; офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Из смысла приведенных положений, а также пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ, следует, что военнослужащий, при наличии у него какого-либо заболевания, должен обратиться в военно-лечебное учреждение, и лишь в случае отсутствие в указанном учреждении специалистов, оборудования, необходимого для лечения, по направлению указанного учреждения обратится в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Направление военнослужащих на обследование и лечение в учреждения здравоохранения производится в соответствии с договорами, заключенными медицинской службой соответствующего округа (флота) с территориальными органами здравоохранения, и во всех случаях согласовывается с начальником военно-медицинского управления (медицинской службы) этого округа (флота).

Согласно пункту 9 приказа командующего войсками Западного военного округа № 69 от 22 февраля 2011 года «Об организации территориальной системы медицинского обеспечения на территории Западного военного округа» зубопротезирование военнослужащим и пенсионерам осуществляется на базе стоматологических подразделений военных поликлиник и госпиталей округа по месту прикрепления, а при их отсутствии - на базе стоматологических поликлиник и стоматологических подразделений учреждений здравоохранения, на основе заключения договоров в соответствии с нормами действующего законодательства.

<...> между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и ГОБУЗ «Новгородская областная клиническая больница» заключен договор № <...> об оказании медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы МО РФ.

Согласно сообщению Комитета по охране здоровья населения Новгородской области от <...> года № <...> ГОБУЗ «Новгородская областная клиническая больница» осуществляет медицинскую деятельность по стоматологии ортопедической (зубопротезирование) и осуществляло ее включительно по состоянию на 2012 год.

Как следует из материалов дела, Назимов В.Н. в установленном законом порядке за реализацией права на бесплатное зубопротезирование не обращался, отказа в предоставлении указанного вида медицинской помощи не получал, самостоятельно обратился в частное медицинское учреждение и <...> заключил с ООО «<...>» договор № <...> на оказание платных медицинских (стоматологических) услуг. Согласно справке ООО «<...>» от <...> № <...>, Назимову В.Н. было проведено лечение на сумму <...> рублей и протезирование на сумму <...> рублей в стоматологической клинике ООО «<...>» без применения драгоценных металлов на общую сумму <...> рублей.

Исследовав обстоятельства настоящего дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд с учетом тех обстоятельств, что какого-либо договора на оказание медицинской помощи военнослужащим с ООО «Радикс» не заключалось, а доказательств того, что указанное медицинское учреждение входит в систему государственных и муниципальных учреждений, а также что в указанное учреждение истец был направлен уполномоченным органом Министерством обороны РФ, представлено не было, пришел к обоснованному выводу о несоблюдении Назимовым В.Н. порядка обращения за бесплатной медицинской помощью и, как следствие, отсутствие оснований для возложения обязанности на ответчиков по возмещению понесенных расходов по изготовлению зубных протезов на ответчика.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Данные доводы были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении требований Назимова В.Н. является законным и обоснованным. Суд полно и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал все представленные сторонами доказательства обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу.

Судебная коллегия оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Назимова В.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий: Есакова С.В.

Судьи: Виюк А.В.

Колокольцев Ю.А.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка