• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 17 февраля 2010 года Дело N 33-1053/2010
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего: Холодовой М.П.,

судей Омского областного суда: Крицкой О.В., Зашихиной Н.Г.,

при секретаре:

рассмотрела в судебном заседании 17 февраля 2010 г.

дело по кассационной жалобе А-а Г.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 29 декабря 2009 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований об изменении исчисления выслуги лет, признании удостоверения серии Р № *** от 17 июня 2005 года действительным, взыскании сумм задолженности и возобновлении выплат, полагающихся участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, А-у Геннадию Александровичу отказать ».

Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

А- Г.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, Военному комиссариату Омской области о признании действительным удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, об оспаривании исчислении выслуги лет, взыскании задолженности и выплат, полагающихся в счет возмещения вреда здоровью как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС.

В обоснование указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ, инвалидом вследствие ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. В 1982 году он был откомандирован в распоряжение командующего Прикарпатским военным округом (г. Львов). С 1985 года проходил службу в частях 23 танковой дивизии в п.г.т. Лугины Житомирской области в Войсковой части (далее - в/ч) № 61514, с 1988 по 1990 годы служил в г. Коростень Житомирской области.

26.04.1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, п.г.т Лугины и г. Коростень находились в 40-50 км от места взрыва и попали в зону заражения, что подтверждено справкой Администрации Житомирской области от 02 июля 2009 года.

Войсковые части, где он проходил службу, привлекались к ликвидации последствий аварии на ЧАЭС: оцепление района, снабжение продовольствием, передача техники, организация приемных пунктов для приписанного состава.

С 15 августа по 20 октября 1986 года он был откомандирован на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС

В 1991 году он прибыл для дальнейшего прохождения службы в Сибирский военный округ (г. Омск), ему было выдано удостоверение от 30.09.1991 года «Участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году».

17.06.2005 г. ему МТСР Омской области было новое удостоверение.

В 2008 году он получил от ответчика письмо, в котором было указано, что удостоверение признано необоснованно выданным, на указанном основании ему приостановили денежные выплаты из федерального и областного бюджета, полагающиеся участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

С указанным решением не согласен. Также полагает, что Военным комиссариатом Омской области ему неверно рассчитана выслуга лет при увольнении на пенсию.

Просит признать, что прохождение им службы в зоне заражения с 1986 по 1990 годы подлежит зачислению в выслугу лет в льготном исчислении - год за полтора года; признать действительным удостоверение от 17.06.2005 года, выданное Министерством труда и социального развития Омской области; обязать Министерство труда и социального развития Омской области выплатить ему задолженность по единовременной денежной выплате с учетом индексации, возобновить выплаты, которые ему выплачивались по октябрь 2008 года.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Омской области, в качестве соответчиков - Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску и ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска.

В ходе судебного разбирательства истец дополнил требования, просит также взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в ЛАО г. Омска сумму недополученной выплаты, приостановленной с ноября 2008 года, в размере 10.967 руб.; с УМТСР Омской области по г. Омску - сумму недополученной выплаты, приостановленной с ноября 2008 года, в размере 20.812 руб..

В судебном заседании истец А- Г.А. и его представитель А- А.Г. требования поддержали, дополнительно пояснив, что в личном деле истца не имеется сведений об его участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, так как войсковая часть, где он служил, была укомплектована солдатами срочной службы, которым согласно секретному постановлению или приказу МО РФ было запрещено принимать участие в ликвидации последний катастрофы на ЧАЭС.

Представитель Военного комиссариата Омской области Л. требования истца не признала, пояснив, что предусмотренных действующим законодательством документов, подтверждающих факт участия истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС А-ым Г.А. не представлено.

Представитель Министерства ТСР Омской области по доверенности А. также не признала иск, пояснив, что удостоверение, выданное Министерством, правомерно признано необоснованно выданным, поскольку военному пенсионеру такое удостоверение должно было выдаваться органами Министерства обороны. Кроме того, само по себе удостоверение от 1991 года или справка Войсковой части № 31783, не принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, не предоставляет истцу право на получение выплат, полагающихся участнику ликвидации последствий на ЧАЭС. Просит в иске отказать.

Представители ответчиков Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, ГУ - УПФР в ЛАО г. Омска, третьего лица ОПФР по Омской области в судебное заседание не явились.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе А- Г.А. просит отменить решение суда, не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств по делу, указывая, что судом не дано надлежащей оценки показаниям свидетелей, пояснивших, что истец принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС.

Проверив материалы дела, заслушав А-а Г.А., поддержавшего поданную им кассационную жалобу, представителей Министерства ТСР Омской области Машкову А.Д., Военного Комиссариата Лобову А.Е., согласившихся с решением суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с послед.изм.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - базовый Закон) гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления. Эта норма содержалась и в первоначальной редакции Закона.

В развитие базового Закона несколько раз утверждались сначала Порядок оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, затем Положение по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним, Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно Порядку оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, объявленному письмом Госкомчернобыля России от 05 августа 1993 года N 10 (зарегистрированный в Минюсте РФ 15 сентября 1993 года N 342), (п. 2.2.) для получения указанного удостоверения и нагрудного знака граждане представляют в соответствующие органы, оформляющие удостоверения, документы, достоверно подтверждающие их статус как лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункты 3 и 4 части первой статьи 13 Закона), или приравненных к ним работах.

Оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится в следующем порядке:

Органами Министерства обороны России - военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных сил Российской Федерации, пенсионерам Минобороны России, военнообязанным, призванными на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской аварии в зоне отчуждения, независимо от места дислокации воинских частей и выполнявшихся работ;

Записи в удостоверениях вносятся на основании документов, подтверждающих участие гражданина в 1986-1990 годах в работах в зоне отчуждения (в том числе командировочного удостоверения, справок, выданных в 1986 - 1990 годах предприятиями, организациями, учреждениями, выполнявшими работы непосредственно в указанной зоне, военного билета, справки установленного образца, выданной в 1986 - 1990 годах в воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, или Генеральным штабом Вооруженных Сил России ( п. 4.1.)

Согласно Положению по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним, зарегистрированному в Минюсте РФ 01 июля 1994 года № 615, установлено, что после надлежащей комиссионной проверки оснований, подтверждающих правильность выдачи указанных удостоверений, участникам работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выдаются удостоверения единого образца с нагрудными знаками. Все другие виды удостоверений считаются недействительными (п.6,8 Положения).

Применительно к военнослужащим, основанием для выдачи указанных удостоверений являются следующие документы: командировочное удостоверение, справки, выданные в 1986-1990 годах предприятиями, организациями, учреждениями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; военный билет, справка установленного образца, выданная в 1986-1990 годах воинской частью, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС или Генштабом Вооруженных Сил России (п. 4 Положения). Выявленные в результате проверки ошибочно выданные удостоверения подлежат безусловному изъятию, в случае отказа лица добровольно сдать такое удостоверение, комиссия должна обратиться в соответствующие органы, предоставляющие льготы и компенсации, с требованием приостановить их предоставление для этих граждан (п.8).

Согласно совместному Приказу МЧС РФ, Минтруда РФ и Минфина РФ от 29 февраля 2000 г. N 114/66/23н "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (действовавшему до 08 декабря2006года) утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Применительно к статусу истца (военнослужащий) пунктом 5 Положения предусмотрено, что документами, подтверждающими участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются:

- командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

- справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующими архивами;

- военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);

- выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения. Пенсионерам Министерства обороны удостоверения выдаются военными комиссариатами субъектов Российской Федерации (п.3).

Согласно п.6 Положения для принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Положением, в органах, указанных в пункте 3 Положения, создаются соответствующие комиссии.

В соответствии с изданным совместным приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006г. N727/831/165н "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», указанные удостоверения оформляются и выдаются:

федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;

органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.3 Порядка).

Согласно п.6 указанного Порядка перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, по сравнению с ранее приведенным Положением не изменен.

Согласно п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - время участия военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1987 г.; один месяц службы за полтора месяца - на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), - в период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1990 г.

Судом установлено, что А- Г.А. уволен с военной службы с зачислением в запас 29 августа 1994 года, получает пенсию через Военный комиссариат Омской области. Выслуга лет А-а Г.А. согласно расчету выслуги лет военнослужащего на пенсию составляет 21 год и 28 дней. 12 июля 2004 года истцу была установлена инвалидность третьей степени по общему заболеванию, причинная связь между заболеванием и катастрофой на ЧАЭС не установлена. В личном деле истца, хранящемся в Военном комиссариате Омской области, имеется справка, выданная командиром Войсковой части № 31783, датированная 25 октября 1986 года за № 251 , согласно которой майор А- Г.А. в период с 15 августа 1986 года по 20 октября 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Справка ему выдана в 1990 году на основании информации, поступившей из Войсковой части № 61514, где он служил с августа 1985 года по январь 1988 года. На основании указанной справки Войсковой частью № 30647 СибВО 30 сентября 1991 года А-у Г.А. было выдано удостоверение «Участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году». Также установлено, что 17 июня 2005 года А-у Г.А. Министерством труда и социального развития Омской области выдано удостоверение нового образца «Участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году» серии Р № ***.

На основании указанного удостоверения с 20 июня 2005 года по февраль 2009 года истцу Управлением Минтруда и социального развития Омской области по г. Омску производилась ежемесячная выплата на питание как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах на основании положений постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 26 апреля 1996 года № 236-п «О компенсации расходов на питание гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф и ядерных испытаний» (действовало до 21 апреля 2008 года) и принятого впоследствии Указа Губернатора Омской области от 21 апреля 2008 года № 48 «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф и ядерных испытаний».

С 01 января 2005 года по 30 октября 2008 года истцу ГУ УПФ ЛАО г. Омска на основании ст. 14,15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» оказывалась ежемесячная мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как лицу, категория которого предусмотрена в пункте 3 ст. 13 указанного Закона.

Решением № 5 от 03 октября 2008 года, принятым комиссией Министерства труда и социального развития Омской области по оформлению и выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, удостоверение серии Р № *** признано недействительным, поскольку установлено, что выдано оно истцу, являющемуся пенсионером МО РФ, ненадлежащим органом - органом социальной защиты населения, тогда как согласно действующему законодательству удостоверения участника пенсионерам МО РФ должны выдаваться Военными комиссариатами субъекта РФ.

Все выплаты были приостановлены.

Проверив доводы сторон, оценив все представленные доказательства, суд с учетом вышеприведенных норм права, правомерно пришел к выводу о том, что на дату 17 июня 2005 года оснований для выдачи А-у Г.А. Министерством труда и социального развития Омской области удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имелось. Доводы А-а Г.А. о том, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС своего подтверждения не нашли, следовательно, у него нет права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение соответствующих льгот и выплат и на подсчет времени выслуги в льготном исчислении.

Согласно Перечню воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1990 годах, утвержденному приказом МО РФ от 27 марта 2003 года № 88, воинские части (№№ 61514, 75464, 18876), в которых проходил службу А- Г.А. в спорный период, в Перечне не указаны. Войсковая часть № 31783 ,выдавшая истцу справку о факте участия в ликвидации аварии на АЭС, войсковая часть № 30647, выдавшая истцу первое удостоверение участника, так же отсутствуют в данном Перечне. Войсковая часть № 61854, указанная в перечне, утвержденном приказом МО РФ № 88 от 27 марта 2003 года, не подтвердила факт исполнения служебных обязанностей истцом в спорный период.

Не содержат каких-либо сведений об участии А-а Г.А. в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС послужной список истца, военный билет, его характеристики, автобиографии и иные документы, имеющиеся в его личном деле.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам представителем МТСР Омской области М. представлен ответ Начальника отдела хранения (архивных документов) штаба Территориального управления Западного оперативного командования Волкова В.В., поступивший после вынесения оспариваемого решения. Из данного ответа так же не следует, что А- Г.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

С учетом того, что факт участия А-а Г.А. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС своего подтверждения в судебном заседании не нашел, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Ссылка кассатора на то, что судом не были приняты во внимание показания свидетелей, не основательна. Суд, в соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, указал доводы, по которым отверг эти показания как достоверные доказательства. Дополнительного обоснования указанного вывода не требуется.

Поскольку судом проверены все доводы сторон, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам, процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих его отмену, не допущено, постановлено законное и обоснованное решение, оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Омска от 29 декабря 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу А-а Г.А. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1053/2010
Дата принятия: 17 февраля 2010

Поиск в тексте