СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 марта 2011 года Дело N 33-1205/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Холодовой М.П.,

судей Кудря Т.Л., Кочеровой Л.В.,

при секретаре Смирновой К.Н.

рассмотрела в судебном заседании 02 марта 2011 года

дело по кассационной жалобе представителя Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области Ремизовой Е.П. на решение Оконешниковского районного суда Омской области от 24.01.2011, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Погребняк Е.И. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, и обязать Администрацию Оконешниковского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Оконешниковская центральная районная больница» Погребняк Е.И. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

От оплаты госпошлины Администрацию Оконешниковского муниципального района - освободить».

Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей решение законным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился в суд с заявлением к Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области в интересах Погребняк Е.И. Указал, что Погребняк с 2004 года по настоящее время работает в МУЗ «Оконешниковская ЦРБ» в должности фельдшера-лаборанта. С 2010 года предоставление ей как работнику здравоохранения льгот по оплате коммунальных услуг прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией муниципального района мер социальной поддержки Погребняк нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права гражданина. С учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие Администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Оконешниковская ЦРБ» Погребняк и обязать Администрацию предоставить меры социальной поддержки Погребняк в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Бородихина Ю.Г., Погребняк Е.И. требования поддержали.

Представитель Администрации муниципального района Ремизова Е.П. полагала, что требования прокурора необоснованны, так как обязанности по компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии работникам здравоохранения из собственных средств Администрация не несет, к компетенции Администрации предоставление мер поддержки не отнесено, средств в бюджете для этого не предусмотрено и не имеется, каких-либо актов муниципального района, устанавливающих меры социальной поддержки медработников, не издавалось. Последний раз компенсации были выплачены за 2008 год за счет субвенций субъекта - Омской области, в 2009-2010 годах денежных средств на компенсацию расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии работникам здравоохранения района не выделялось.

Представитель 3-го лица МУЗ «Оконешниковская ЦРБ» Кужелева О.Ю. полагала, что требования прокурора не могут быть предъявлены к Администрации муниципального района, т.к. компенсации предоставляются за счет субвенций, передаваемых в бюджет района.

Представители Министерства финансов Омской области, комитета финансов и контроля Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области Ремизова Е.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, высказанные в судебном заседании.

В возражениях на жалобу прокуратура просит оставить решение суда без изменения.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как следует из материалов дела, Погребняк Е.И. с 2004 года по настоящее время работает в МУЗ «Оконешниковская ЦРБ» в должности фельдшера-лаборанта.

Согласно уставу, утверждённому Постановлением Главы муниципального района от 26.04.2005 № 166-П, муниципальное учреждение «Оконешниковская ЦРБ» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Оконешниковского муниципального района Омской области.

Судом установлено, что истице выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств областного бюджета по 31.12.2008.

Возражая на иск, Администрация муниципального района ссылалась на отсутствие правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности предоставить Погребняк меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и компенсации расходов на оплату электроэнергии. Указала также на фактическое прекращение в 2009 году финансирования субъектом РФ реализации государственных полномочий, переданных муниципальным районам.

Доводы ответчика обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод кассатора о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Ссылка кассатора на отсутствие в Оконешниковском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Довод кассатора об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Не может повлиять на существо решения то обстоятельство, что до 01.01.2009 меры социальной поддержки указанной категории граждан предусматривались законом Омской области.

Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Оконешниковского районного суда Омской области от 24.01.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Оконешниковского муниципального района Омской области Ремизовой Е.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка