СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 февраля 2012 года Дело N 33-1395/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.

судей Шукеновой М.А., Дьякова А.Н.

при участии прокурора Жигаловой Т.М.

при секретаре Ильинич Е.А.

рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Соколова А.В. - Шпакиной М.В. на решение Центрального районного суда г.Омска от 10.02.2012, которым постановлено:

«Заявление Соколова А.В. удовлетворить частично.

Отменить решение Омской городской избирательной комиссии от 1 февраля 2012 года № об отмене решения Центральной окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Омского городского совета пятого созыва № 6 от 31 января 2012 года № «О регистрации Артемьева В.Н. кандидатом в депутаты Омского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № ».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соколов А.В. обратился в суд с заявлением, указав, что 22 января 2012 года В.Н. Артемьев представил в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, в том числе 1 папку с 506 подписями избирателей на 102 листах, протокол об итогах сбора подписей. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 26 января 2012 года рабочей группой Центральной окружной избирательной комиссии № 6 проверены все 100 процентов подписей избирателей, выявлено 485 недействительных подписей, из них 480 подписей избирателей внесены до даты изготовления подписных листов и оплаты из избирательного фонда кандидата, т.е. до 16.01.2012 и 5 подписей избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и кандидатом. Представленные для регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № В.Н. Артемьевым в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 подписные листы, в которые подписи избирателей внесены до даты изготовления и оплаты их из избирательного фонда кандидата, изготовлены с нарушением закона и являются недействительными, что является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Однако, решением Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31.01.2012 года № «О регистрации Артемьева В.Н. кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №» был зарегистрирован кандидат в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Артемьев В.Н., выдвинутый в порядке самовыдвижения 9 января 2012 года.

В дальнейшем Омская городская избирательная комиссия решением от 1.02.2012 года № «О жалобах зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № П.В. Аистова, Комитета Омского Регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - отменила решение ОИК № и отказала в регистрации Артемьеву В.Н. кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

Вместе с тем, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, т.е. отмена регистрации кандидата возможно только в судебном порядке.

Просил решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № «О регистрации Артемьева В.Н. кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №», отменить; решение Омской городской избирательной комиссии от 01.02.2012 года № «О жалобах зарегистрированного кандидата в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № П.В. Аистова, Комитета Омского Регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», отменить.

В судебном заседании Соколов А.В. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Соколова А.В. - Шпакина М.В. требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель Омской городской избирательной комиссии по доверенности Фролов А.В. считает поданное заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению. Указав, что представленные для регистрации кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № В.Н. Артемьевым в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 подписные листы, в которые 480 подписей избирателей внесены до даты их изготовления и оплаты из избирательного фонда кандидата, т.е. до 16 января 2012, и 5 подписей избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, изготовлены с нарушением положений закона и являются недействительными, что является основанием для отказа в регистрации кандидата. Таким образом, члены рабочей группы Омской городской комиссии пришли к выводу, что Решение № является незаконным и подлежит отмене. Считает, что Решение ОГИК № является законным и принятым в пределах предоставленных Омской городской избирательной комиссии полномочиях.

В судебном заседании представитель Центральной окружной избирательной комиссии № 6 Тишкин Ю.Л. поддержал указанные представителем Омской городской избирательной комиссии доводы.

Артемьев В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители Артемьева В.Н. Прокофьев М.А., Ляшко Е.В., указали, что заявление Соколова А.В. находят необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Соколова А.В. - Шпакина М.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также обстоятельств имеющих значение для дела. Полагает, что вывод суда о том, что норма права не обязывает кандидатов в депутаты в Омский городской Совет собирать подписи исключительно после даты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда является необоснованным. Правило о том, что подписи могут собираться со дня следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата относится к организационным мероприятиям по сбору подписей, а норма о том, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда является универсальной.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Артемьева В.Н. Ляшко Е.В. указал, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными. Сбор подписей начали осуществлять 13 и 14 января 2012 года в соответствии с периодом, определенным ст. 37 Федерального закона после уведомления избирательной комиссии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, пояснения представителя заявителя Шпакиной М.В., представителя Центральной окружной избирательной комиссии № 6 Тишкина Ю.Л., представителя Омской городской избирательной комиссии Фролова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Артемьева В.Н. Дымнова М.А. и Ляшко Е.В., не согласившихся с доводами жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно ст.34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных, гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Судом установлено, что 9 января 2012 г. Артемьев В.Н. представил в Центральную окружную избирательную комиссию № 6 г. Омска для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Омского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения пакет документов, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (л.д. 21-23).

22.01.2012 г. кандидатом в депутаты Омского городского Совета по одномандатному избирательному округу № Артемьевым В.Н. в Центральную окружную избирательную комиссию № 6, поданы подписные листы в количестве 102, содержащие 501 подпись избирателей в поддержку его выдвижения (л.д.24).

31.01.2012 года Центральная окружная избирательная комиссия № 6 г. Омска приняла решение № «О регистрации Артемьева Виктора Николаевича кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №».

Решением Омской городской избирательной комиссией № 27-127 от 1.02.2012 года, решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 г. Омска от 31.01.2012 года № «О регистрации Артемьева Виктора Николаевича кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №» было отменено на основании нарушения норм избирательного законодательства, предусмотренных п. 5 ст. 37, п.п. «и» п. 6.4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67- ФЗ).

Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального Закона № 67«Об основных, гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвинутом кандидате, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 67- ФЗ).

Согласно п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Так из материалов дела следует, что избирательной комиссией была проведена проверка подписей, из них недействительными были признаны 485 подписей (95,85%), были составлены итоговый протокол и ведомость проверки (л.д.33- 35,36-38). Так, согласно протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Омского городского Совета пятого созыва 4 марта 2012 года от 26 января 2012 года представлено на 102 подписных листах 506 подписей избирателей.

Рабочей группой избирательной комиссии проверено все 506 подписей избирателей. Как установлено судом, в результате проведенной проверки 485 подписей были признаны недействительными по следующим основаниям: 480 подписей, в связи с изготовлением подписных листов с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, согласно которой подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, 5 подписей, в связи с тем, что подписи избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей.

Мотивов, по которым окружная избирательная комиссия не согласилась с выводами рабочей группы о недействительности представленных в поддержку выдвижения кандидат подписей, в решении о регистрации кандидата Артемьева В.Н. не содержится.

Судом первой инстанции указанным выше обстоятельствам не дана должная оценка.

Так, согласно п. 5 ст. 37 Закона N 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.

Из смысла указанной нормы следует, что на выборах в органы местного самоуправления сбор подписей может осуществляться на следующий день после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении, но и в этом случае подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Из исследованных судом первой инстанции подписных листов видно, что 480 подписей избирателей получены 13 и 14 января 2012 года, тогда как сами подписные листы, согласно имеющейся в них записи, изготовлены 16 января 2012 года.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Артемьева В.Н.- Дымнов М.А. и Ляшко Е.В. объяснили этот факт тем, что подписные листы, представленные избирательной комиссии, были действительно оплачены и изготовлены 16 января 2012 года, однако, до их получения подписи избирателей заранее собирались 13 и 14 января 2012 года на других подписных листах, которые были впоследствии уничтожены. Избиратели повторно 16 января 2012 года вносили свои подписи с указанием даты их первоначального сбора.

Такие пояснения судебная коллегия не считает убедительными и соответствующими действительности. В подтверждение указанного обстоятельства представители Артемьева В.Н. ссылаются на показания допрошенной в качестве свидетеля избирателя Макаровой Е.А.. Однако, её показания в суде апелляционной инстанции носят противоречивый характер относительно даты сбора подписей, неконкретны, поскольку она не смогла пояснить, кто представлял подписные листы, как эти подписные листы выглядели, каким образом происходил сбор подписей и как при этом лицами, ставившими подписи в этих листах, определялась дата проставления подписей.

Судебная коллегия, оценивая показания свидетеля Макаровой Е.А., считает их недостаточными для подтверждения фактов, изложенных представителями Артемьева В.Н. Тем более, что каких-либо документов, подтверждающих изготовление за счёт средств избирательного фонда двух комплектов подписных листов, суду представлено не было.

Согласно сведению о расходовании денежных средств со специального избирательного счета избирательного фонда Артемьева 16 января 2012 года за подписные листы оплачено рублей (л.д.26). Иных расходов на изготовление подписных листов из его избирательного фонда не было понесено.

При данных обстоятельства судебная коллегия приходит к выводу, что подписные листы, представленные в окружную избирательную комиссию, были изготовлены не за счет средств соответствующего избирательного фонда, что является прямым нарушением требований п. 5 статьи 37 Федерального закона № 67 - ФЗ

Подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67 - ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, которые изготовлены с нарушением требований предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно п.6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

В судебном заседании установлено, что решение о регистрации кандидата Артемьева В.Н. принято, несмотря на выявление более 10% недействительных подписей от общего количества поданных за его выдвижение и проверенных избирательной комиссией подписей избирателей, что является основанием для отмены решения окружной избирательной комиссии о его регистрации.

При таких условиях, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требования об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата Артемьева В.Н. не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения в данной части об удовлетворении заявленного требования.

Также не может считаться постановленным с соблюдением требований закона и решение в части удовлетворения требования об отмене решения ОГИК по следующим основаниям.

Вступившим в силу решением Центрального районного суда от 7 февраля 2012 года отменено решение Омской городской избирательной комиссии от 1 февраля 2012 года № об отмене решения Центральной окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Омского городского совета пятого созыва № 6 от 31 января 2012 года № «О регистрации Артемьева В.Н. кандидатом в депутаты Омского городского совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №».

В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть прекращено по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В данной части дело не подлежит повторному рассмотрению по существу. Рассмотрев дело по существу, суд первой инстанции допустил существенное нарушение норм процессуального права, в связи с чем в интересах законности судебная коллегия полагает необходимым в интересах законности проверить решение суда в полном объеме и отменить его в части удовлетворения требования об отмене решения ОГИК с прекращением производства по делу в данной части.

Таким образом, решение суда в части удовлетворения требований об отмене решения Омской городской избирательной комиссии от 1 февраля 2012 года № подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Омска от 10.02.2012 отменить.

В части отказа в удовлетворении требования об отмене решения Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № «О регистрации Артемьева Виктора Николаевича кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №» принять новое решение.

Отменить решение Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № «О регистрации Артемьева Виктора Николаевича кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №».

В части удовлетворения требования об отмене решения Омской городской избирательной комиссии от 01.02.2012 года № об отмене решения Центральной окружной избирательной комиссии № 6 от 31 января 2012 года № «О регистрации Артемьева Виктора Николаевича кандидатом в депутаты Омского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу №» производство по делу прекратить.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка