СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 апреля 2013 года Дело N 33-2222/2013

г. Омск

3 апреля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Осадчей Е.А.,

судей областного суда: Ивановой В.П., Утенко Р.В.,

при секретаре Жуковой Н.П.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькиной А.А. на решение Черлакского районного суда Омской области от 5.02.2013, которым постановлено:

«Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Кононовой Н.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284 -п».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Осадчей Е.А., судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд в интересах Кононовой Н.Н. с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, администрации Черлакского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Кононова Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет, в браке не состоит, распоряжением администрации Черлакского муниципального района от 4.06.2010 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Несмотря на это до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В ходе рассмотрения дела прокурор Черлакского района Омской области Литвиненко Д.А. уточнил исковые требования. В связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с 1.01.2013, просил возложить на ответчиков обязанность по предоставлению Кононовой Н.Н. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании Кононова Н.Н. и помощник прокурора Степанова И.Е. заявленные требования поддержали.

Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькина А.А. в представленном отзыве на иск заявленные требования не признала. Указала, что с 1.01.2013 Министерство исключено из числа уполномоченных органов, на которые возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

В судебное заседание представители Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, администрации Черлакского муниципального района Омской области, привлеченных в качестве ответчиков, не явились.

Представитель третьего лица - Правительства Омской области, в судебном заседании также участия не принимал.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькина А.А. просит решение изменить, исключив Министерство из числа ответчиков. Указывает, что с 1.01.2013 на него не возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Ссылается на то, что Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области не располагает сведениями о лицах, нуждающихся в жилых помещениях. Также указывает, что Министерство может исполнить решение суда только путем строительства домов, что требует значительных временных затрат и не может быть осуществлено в срок для добровольного исполнения решения суда.

Прокурор Черлакского района Омской области Литвиненко Д.А. в возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать. Полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькину А.А., поддержавшую жалобу, помощника прокурора Липинскую Е.Г., возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу положений ст. 1 названного закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела следует, что Кононова Н.Н. родилась ***, в настоящее время зарегистрирована по адресу: Омская область, р.п. Черлак, ул. ***.

В соответствии со справкой о рождении, матерью Кононовой Н.Н. является К.Г.А., сведения об отце, К.Н.А., записаны по заявлению матери (л.д. 19).

Постановлением главы администрации рабочего поселка Черлак от 20.10.2000 № 274-п опекуном над Кононовой Н.Н. назначена С.Е.В. В постановлении также указано, что отца у Кононовой Н.Н. нет, а место нахождения ее матери, К.Г.А., неизвестно. Жилье за ней не значится (л.д. 16).

Решением Большеуковского районного суда Омской области от 17.08.2006 К.Г.А., являющаяся матерью Кононовой Н.Н., признана безвестно отсутствующей с 1.09.1999 (л.д. 17-18).

Оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Кононова Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, на нее распространяются положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктами 1 и 9 ст. 8 указанного закона (в редакции, действующей с 1.01.2013) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На момент вынесения решения суда первой инстанции Кононовой Н.Н. исполнился ***.

Из пояснений Кононовой Н.Н. (л.д. 49), справок Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 7.12.2009 (л.д. 11), отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Черлакского муниципального района Омской области от 25.08.2011 (л.д. 12), уведомления Управления Росреестра по омской области от 1.07.2011 (л.д. 14), сообщения Управления Росреестра по Омской области от 3.03.2010 (л.д. 15) следует, что Кононовой Н.Н. жилое помещение муниципального жилого фонда не предоставлялось, ее право собственности на какие-либо жилые помещения не зарегистрировано.

3.06.2010 Кононова Н.Н. обратилась к главе Черлакского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 21).

Данное заявление удовлетворено. Распоряжением администрации Черлакского муниципального района Омской области от 4.06.2010 № 745-р Кононова Н.Н. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 22-23).

Таким образом, Кононова Н.Н. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

По смыслу п. 8 ст. 8 названного федерального закона указанные выше дополнительные гарантии на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Данным Порядком предусмотрено, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).

Обязательства по обеспечению жильем детей-сирот возложены также на Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В частности, в п. 7 названного Порядка предусмотрено, что жилые помещения приобретаются Министерством имущества по договорам купли-продажи, Министерством строительства - путем строительства (участия в долевом строительстве).

Аналогичные обязанности на органы местного самоуправления законодательством не возложены.

В такой ситуации суд первой инстанции правильно возложил на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанность по предоставлению Кононовой Н.Н. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п. В удовлетворении исковых требований к администрации Черлакского муниципального района Омской области обоснованно отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькина А.А. указывает, что с 1.01.2013 на Министерство не возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Данные доводы отклоняются судебной коллегией.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, на Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложены обязанности по приобретению жилых помещений путем их строительства (п.п. 3, 7), по направлению в Министерство имущественных отношений Омской области писем о необходимости включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке (п. 8).

С учетом изложенного Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области является надлежащим ответчиком по заявленному иску, а отсутствие прямого упоминания его в качестве уполномоченного органа по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (п. 2) само по себе не является основанием для освобождения Министерства от возложенных на него обязанностей, предусмотренных названным выше Порядком.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно- коммунального комплекса Омской области Стенькина А.А. ссылается на то, что Министерство не располагает сведениями о лицах, нуждающихся в жилых помещениях. Указывает, что оно может исполнить решение суда только путем строительства домов, что требует значительных временных затрат и не может быть осуществлено в срок для добровольного исполнения решения суда.

Изложенные доводы не являются основанием для отмены решения.

В резолютивной части решения суда правомерно указано на возложение на ответчиков обязанности по обеспечению Кононовой Н.Н. жилым помещением именно в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п.

Таким образом, нормы материального права судом применены правильно.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия областного суда

О п р е д е л и л а:

решение Черлакского районного суда Омской области от 5.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькиной А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка