СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 мая 2010 года Дело N 33-2391/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Мотрохова А.Б.,

судей областного суда: Канивец Т.В., Кутыревой О.М.,

при секретаре: Знаменщикове В.В.,

рассмотрела в судебном заседании 05 мая 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Министерства труда и социального развития по Москаленскому району Омской области на решение Москаленского районного суда Омской области от 17 марта 2010 года, которым постановлено:

«Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району Омской области за счет средств федерального бюджета в пользу С-га Людмилы Васильевны задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 декабря 2008 года по 28 февраля 2010 года в размере 8122 (восьми тысяч ста двадцати двух) рублей 19 копеек.

Обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району Омской области производить С-га Людмиле Васильевне с 01 марта 2010 года за счет средств федерального бюджета выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 592 (пятисот девяноста двух) рублей 27 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С-га Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району Омской области об обязании ответчика выплачивать ей за счет казны Российской Федерации с 01.03.2010г. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 592, 27 руб. с дальнейшей индексацией согласно законодательству Российской Федерации, взыскании с ответчика задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации с 01.12.2008 по 28.02.2010г. на приобретение продовольственных товаров в размере 8 122,19 руб.. В обоснование исковых требований указала, что она является вдовой инвалида 2 группы С-га В.Н. с причиной инвалидности «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС», умершего 29.09.2008г.. С декабря 2008 года она ежемесячно получает выплаты по компенсации в возмещения вреда здоровью как члену семьи умершего инвалида. В назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров С-га Л.В. Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району Омской области было отказано, что она считает незаконным.

С-га Л.В. в судебном заседании участия не принимала.

Представитель С-га Л.В. П-ала В.М. исковые требования поддержал.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Москаленскому району Омской области П-шу С.Я. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров С-га Л.В. было отказано ввиду того, что на истицу при жизни ее супруга С-га В.Г. не распространялась данная компенсация.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Омской области К-ова О.А. в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Министерства труда и социального развития по Москаленскому району Омской области просит решение суда отменить. Ссылается на п. 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г., которые не предусматривают возможность выплаты компенсации иным категориям граждан, в том числе вдовам умерших инвалидов-чернобыльцев. Указывает, что поскольку действующими нормативно правовыми актами не предусмотрено право на компенсацию членам семьи инвалидов-чернобыльцев, на которых не распространялись меры социальной поддержки (в том числе вдовам), денежные средства на выплату компенсаций указанной категории граждан в федеральном бюджете не предусмотрены.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Управления Министерства труда и социального развития по Москаленскому району Омской области П-ову А.Д., поддержавшую доводы жалобы, представителя С-га Л.В. П-ала В.М., согласившегося с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В рамках реализации этой обязанности, в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации) на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Такая система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и включает в себя различные виды денежных выплат (ежемесячную денежную выплату; компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров; компенсации работающим или осуществляющим предпринимательскую деятельность в зонах радиоактивного загрязнения; выплаты в повышенном размере пенсий и пособий и т.д.) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.

Из материалов дела следует, что С-га Л.В. является вдовой инвалида второй группы С-га В.Н., который согласно удостоверения № 04577 от 16.01.2009г. является лицом, получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 29.09.2008г. С-га В.Н. умер. Его супруга С-га Л.В. ежемесячно получает компенсацию в возмещение вреда здоровью, как член семьи умершего кормильца.

В соответствии с названным выше Законом при жизни С-га В.Н. получал денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Разрешая дело, и, руководствуясь нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд пришел к обоснованному выводу о том, что названный Закон устанавливает право истицы на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, как члена семьи умершего инвалида-чернобыльца.

Изложенные выводы суда прямо вытекают из толкования ст.ст. 13,14 положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Основываясь на буквальном толковании приведенных норм, суд правильно указал, что право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют члены семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.

Доводы Управления Министерства труда и социального развития по Москаленскому району Омской области, приведенные как в суде первой инстанции, так и в кассационной жалобе со ссылкой на то, что Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена возможность выплаты указанной компенсации вдовам умерших инвалидов-чернобыльцев, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Доводы кассационной жалобы о том, что денежные средства на выплату компенсации указанной категории граждан в федеральном бюджете не предусмотрены, не могут служит основанием для ущемления гарантированного Конституцией РФ и устанавливаемого Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» права на получение мер социальной поддержки для членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований С-га Л.В., верно произвел расчет взыскиваемых сумм, с учетом периода, когда истец обратилась к ответчику за предоставлением ей мер социальной поддержки, которые ранее предоставлялись ее мужу - инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, основанным на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Москаленского районного суда Омской области от 17 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства труда и социальному развития по Москаленскому району Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка