• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 25 апреля 2012 года Дело N 33-2409/2012
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Иволгиной Н.В., Чернышёвой И.В.

при секретаре Мозгуновой А.А.,

рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Администрации Большереченского муниципального района Омской области на решение Большереченского районного суда Омской области от 26 января 2012 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие администрации Большереченского муниципального района Омской области выразившееся в не предоставлении мер социальной поддержки Ганжа М. С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с 01.01.2009 по 31.12.2011 года.

Обязать администрацию Большереченского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Большереченская центральная районная больница» Ганжа М. С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 года.

Взыскать с администрации Большереченского муниципального района Омской области в пользу Ганжа М. С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ____ рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ганжа М.С. обратилась в суд с иском к администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки в виде получения компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения и обязании администрации предоставить ей меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения. Указала, что она с 1996 года по настоящее время работает в МУЗ «Большереченская ЦРБ» в должности ___________. До 2009 года ей, как работнику здравоохранения, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией муниципального района мер социальной поддержки нарушает её права.

Просила признать незаконным бездействие Администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Большереченская ЦРБ» и обязать Администрацию предоставить меры социальной поддержки в виде получения компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с 01.01.2009 по день вынесения решения.

Ганжа М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель администрации Большереченского муниципального района Омской области Гренц В.А. требования не признал, указав, что обязанности по компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии работникам здравоохранения из собственных средств Администрация не несет. К компетенции Администрации предоставление мер поддержки не отнесено. Средств в бюджете для этого не предусмотрено и не имеется. Каких-либо актов муниципального района, устанавливающих меры социальной поддержки медработников, не издавалось. Последний раз компенсации были выплачены за 2008 год за счет субвенций субъекта - Омской области, в 2009-2010 годах денежных средств на компенсацию расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии работникам здравоохранения района не выделялось.

Представители МУЗ «Большереченская ЦРБ», третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Омской области участия в судебном заседании не принимали, были извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области по доверенности Кирюхин Ю.А. участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования не признал.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Большереченского муниципального района Омской области просит решение суда отменить. Указывают на то, что до тех пор, пока полномочия РФ не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Большереченского муниципального района Омской области. Полагают, поскольку действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, в частности, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, утверждение бюджета района отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального района, возложение обязанностей по предоставлению указанных мер социальной поддержки на Администрацию района является незаконным. Ссылаются на то, что Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 признаны утратившими силу с 01.01.2012.

Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, Ганжа М.С. с 12.03.1996 года по настоящее время работает в Большереченской ЦРБ в должности ___________. С 25.06.1981 года зарегистрирована и проживает по адресу: _______________.

Учреждение «Большереченская ЦРБ» в указанный период являлось муниципальной организацией здравоохранения, учредитель учреждения - Администрация Большереченского муниципального района Омской области.

До 2009 года Ганжа М.С. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения. Впоследствии предоставление таких мер было прекращено, поскольку действие льготы приостановлено.

Кроме того, судом установлено, что Ганжа М.С. несла расходы на оплату отопления и задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет.

В соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года (утратили силу с 01.01.2012 года), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливалась обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно пунктам 3, 4 ст. 37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В связи с чем, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждения здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых финансовых средств.

Действие ст. 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01.01.2010 г. по 31.12.2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. № 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010г.).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие ст. 37 приостановлено с 01.01. по 31.12.2009г. Законом Омской области от 24.11.2008г. № 1093-ОЗ, с 01.01. по 31.12.2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. № 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010г.), с 01.01. по 31.12.2011г. Законом Омской области от 09.12.2010г. № 1313-ОЗ.

Вместе с тем, установленные законом Омской области меры социальной поддержки работников работающих в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета, не могут быть приостановлены, поскольку указанное предполагает фактически отмену социальных мер поддержки, и данное обстоятельство не может освобождать органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года (установленных Законом Омской области).

С учетом изложенного выше, доводы апелляционной жалобы о том, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, не могут быть приняты во внимание.

Отсутствие нормативного правового акта муниципального уровня, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не могут повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освобождать органы местного самоуправления от возложенной на них законодательством обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

Ссылка на отсутствие в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Обстоятельство того, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, субвенции на указанные меры социальной поддержки не направлялись, не может быть учтено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не вправе обязать принять ответчика какой-либо нормативный правовой акт, а действия по обеспечению мер социальной поддержки не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, следует признать несостоятельными.

В основе исковых требований не лежали требования об оспаривании нормативно правовых актов, обязании соответствующий орган принять какой-либо нормативный правовой акт. Предметом исследования являлись отношения по выполнению органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей и наличие права у отдельных категорий граждан на социальные льготы, в связи с приостановлением отдельных положений Закона Омской области, регулирующих порядок выплаты этих льгот.

Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, следует признать несостоятельными.

Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно.

Ссылки ответчика на то, что статьей 72 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", действующей с 01.01.2012, закреплено право, а не обязанность органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки медицинским работникам, предоставляемые за счет местного бюджета, не влекут отмену решения.

Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Большереченского районного суда Омской области от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Большереченского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2409/2012
Дата принятия: 25 апреля 2012

Поиск в тексте