СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 мая 2012 года Дело N 33-2933/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Зашихина Н.Г.,

судей областного суда Усовой Е.И., Майера В.Е.,

при секретаре Ярошенко Ю.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2012 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Марьяновского муниципального района Омской области на решение Марьяновского районного суда Омской области от 22 марта 2012 г., которым постановлено:

«Исковое заявление Курниковой Т.В. к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия Администрации Марьяновского муниципального района Омской области незаконными по не предоставлению мер социальной поддержки, медицинскому работнику МУЗ Марьяновская центральная районная больница, в виде компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, компенсацию расходов на покупку твердого топлива, компенсацию расходов на оплату электроэнергии, и возложении обязанности на Администрацию Марьяновского муниципального района Омской области установить и предоставить меры социальной поддержки за 2009-2011 гг, взыскании государственной пошлины удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Марьяновского муниципального района по непредставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Марьяновская центральная районная больница» Курниковой Т.В. в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 годы.

Признать за Курниковой Т.В. право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации указанных расходов.

Обязать Администрацию Марьяновского муниципального района предоставить меры социальной поддержки Курниковой Т.В. в виде указанных компенсаций.

Исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Омской области оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Зашихиной Н.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Курникова Т.В. обратилась с требованиями к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании бездействия Администрации Марьяновского муниципального района Омской области незаконными по непредоставлению мер социальной поддержки, медицинскому работнику МУЗ Марьяновская центральная районная больница, в виде компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, на покупку твердого топлива, на оплату электроэнергии, и возложении обязанности на Администрацию Марьяновского муниципального района Омской области установить и предоставить меры социальной поддержки за 2009-2011 гг, взыскании государственной пошлины.

В обоснование требований указала, что она с 04.07.1995 года работает в МУЗ «Марьяновская ЦРБ», ранее получала компенсацию по оплате коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление ей как работнику здравоохранения этих льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление мер социальной поддержки нарушают ее права.

Представитель Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Шарапов Д.В., требования не признал, полагал, что в администрации отсутствует правовой акт, устанавливающий предоставление социальной поддержки медицинским работникам. Государственные полномочия переданы без объема финансирования.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, Бережная О.И., извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве указала, что требования Курниковой Т.В. не признает, поскольку у Министерства финансов РФ отсутствуют обязательства по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, просила в иске в отношении Министерства финансов РФ отказать.

Представитель Министерства финансов Омской области, Кирюхин Ю.А., извещенный надлежаще в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.

Представитель третьего лица - БУЗОО «Марьяновская ЦРБ» Михайлова А.А., в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, не оспаривая исковые требования по существу.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Марьяновского муниципального района Шарапов Д.В., просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылался на то, предоставление мер социальной поддержки муниципальным медицинским работникам к числу вопросов местного значения не отнесено, а в связи с отсутствием субвенций из федерального бюджета, исковые требования не подлежат удовлетворению. Кроме того, в муниципальном районе отсутствует соответствующий нормативный акт, и суд не в праве, обязать ответчика принять его и произвести какие-либо действия вне нормативного регулирования. Также указывает, что истцом не соблюден порядок получения компенсации, Курникова Т.В. не обращались в соответствующий орган, обратились только в декабре 2011 года без предоставления подтверждающих понесенные затраты документов.

В отзыве на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. доводы кассационной жалобы поддержал.

Лица, участвующие в деле, 05.05.2012 года, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 141).

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

С учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что Курникова Т.В. является медицинским работником БУЗОО (ранее являлась работником муниципального учреждения здравоохранения) «Марьяновская ЦРБ», работает там по настоящее время.

Муниципальное учреждение «Марьяновская ЦРБ» в спорный период (2009 - 2011 г.г.) являлось муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения была Администрация Марьяновского муниципального района Омской области. С 23.12.2011 года больница передана в государственную собственность Омской области, ей присвоено новое наименование - Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Марьяновская центральная районная больница», утверждён Устав, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской областью.

Судом установлено, что за период с 2009 по 2011 годы денежные средства на предоставление мер социальной поддержки истице в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергии) за счёт средств областного бюджета не выплачивались.

Возражая против требований, Администрация муниципального района ссылалась на отсутствие правовых оснований для возложения на Администрацию района обязанности предоставить Курниковой Т.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения. Указала также на фактическое прекращение в 2009 году финансирования субъектом РФ реализации государственных полномочий, переданных муниципальным районам.

Доводы ответчика обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.

В соответствии с ч .2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливалась обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод Администрации о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122 -ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П о необходимости соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающего правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики.

Ссылка на отсутствие в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Довод Администрации муниципального района об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Не может повлиять на существо решения то обстоятельство, что до 01.01.2009 года меры социальной поддержки указанной категории граждан предусматривались законом Омской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истицей не соблюден порядок истребования положенной ей компенсации по оплате коммунальных услуг, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку как поясняла Курникова Т.В., не отрицалось представителем ответчика, и существует объективно, споры относительно предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления общей площади жилого помещения, компенсации расходов на оплату электроэнергии продолжались в течение всего 2011 года, медицинские работники обращались непосредственно к руководству больницы, однако их просили подождать до поступления денежных средств из бюджета. Направленные заявления в прокуратуру Марьяновского района Омской области, были возвращены.

В деле имеются справки с расчетами компенсации истцам за предыдущие годы, соответственно следует признать возможным в ходе исполнения решения расчет размера необходимой компенсации, которую следует предоставить истцам.

Таким образом, обязанным лицом правомерно признана Администрация Марьяновского муниципального района.

Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Марьяновского районного суда Омской области от 22.03.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка