• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 27 апреля 2011 года Дело N 33-2945/11
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Моисеевой Л.А.,

судей областного суда Кочеровой Л.В., Иволгиной Н.В.,

при секретаре Жуковой Н.П.

рассмотрела в судебном заседании 27 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 14 марта 2011 года, которым постановлено:

«Удовлетворить требования прокурора Омского района Омской области.

Признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Омская центральная районная больница» Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения Войцешко Л.Н. за 2009 -2010 года, Скачковой С.П. за период с 18 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Савченко А.В. за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Злобиной И.Н. за период с 4 мая 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год».

Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. о признании незаконным бездействия администрации ОМР Омской области по предоставлению мер социальной поддержки, указав, что Войцешко Л.Н. работает в Лузинской участковой больнице МУЗ «Омская ЦРБ» фельдшером и лаборантом с 2004 года по настоящее время, Злобина И.Н. работает медсестрой с 04 мая 2009 года по настоящее время, Савченко А.В. работает в должности врача с 01 августа 2009 года по настоящее время, Скачкова С.П. работает медсестрой с 18 марта 2009 года по настоящее время. До 2009 г. им как работникам здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление льгот прекратилось, что является нарушением Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Просит о признать незаконным бездействие администрации ОМР Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, о возложении обязанности на администрацию ОМР Омской области предоставить меры социальной поддержки работникам МУЗ «Омская ЦРБ» Скачковой С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобиной И.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в отношении Войцешко Л.Н. за 2009 -2010 годы, Скачковой С.П. за период с 18 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Савченко А.В. за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год, Злобиной И.Н. за период с 4 мая 2009 года по 31 декабря 2009 года, за 2010 год.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Данилова А.А. заявление прокурора Омского района Омской области поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Заявители Скачкова С.П., Войцешко Л.Н., Савченко А.В., Злобина И.Н. в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представитель з/лиц администрации ОМР, Комитета Финансов и Контроля администрации ОМР Омской области Золотых И.А заявленные прокурором Омского района Омской области требования не признала, указывая на то, что прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель з/лица МУЗ «Омская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, свои возражения не представил.

Представитель з/лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствии.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации ОМР Омской области Шимф Е.А.просит решение суда отменить, ссылаясь на пропуск срока для обращения в суд с настоящими требованиями. При этом указывает на отсутствие у Администрации Омского муниципального района полномочий на установление мер социальной поддержки работникам учреждений здравоохранения. Социальная поддержка осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета, однако таковые из бюджета Омской области в бюджет ОМР не направлялись.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, представителей администрации ОМР Омской области Шимф Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом Войцешко Л.Н, Злобина И.Н., Савченко А.В., Скачкова С. являются работниками МУЗ «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница». На момент рассмотрения данного дела Войцешко Л.Н. работает фельдшером и лаборантом с 2004 года, Злобина И.Н. - в должности медсестры с 04 мая 2009 года, Савченко А.В. - в должности врача с 01 августа 2009 года, Скачкова С.П. - в должности медсестры с 18 марта 2009 года.

До 2009 года Войцешко Л.Н. как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекращено. Скачковой С.П., Савченко А.В., Злобиной И.Н. льготы на оплату коммунальных услуг, как работникам здравоохранения не предоставлялись.

Данное обстоятельство не опровергается представителем администрации ОМР, Комитета финансов и контроля администрации ОМР Омской области.

МУ «Омская Центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы муниципального района 13.02.2008 года № 106-П, из которого следует, что учредителем учреждения является Омский муниципальный район Омской области в лице Управления здравоохранения администрации ОМР Омской области.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 59 ЖК РФ имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Федеральным законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ), устанавливается не право, а обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

Статьями 36, 37 Закона Омской области № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе, в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

В силу ч. 4 ст. 55 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 63 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостановлено действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009г. № 50 Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству.

Распоряжением Правительства Омской области № 140-рп от 07.10.2009 «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Законом Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Законом Омской области от 09.12.2010 года № 13131-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.

Пункт 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004года № 122-ФЗ не предполагает отмену прав на получение мер социальной поддержки, приобретенных медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на основании законодательства, действующего до 01.01.2005, а направлена на сохранение этих прав и после указанной даты.

Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан, в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При отсутствии правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из смысла ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 22- ФЗ, направленного на сохранение прав указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в объеме таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует принципам, установленным п.2 ст.153 ФЗ №122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Доводы кассатора об отсутствии финансирования на указанные цели о неправильности постановленного судом решения не свидетельствуют. Отсутствие в Омском МР Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение законных прав указанной категории граждан.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Омского МР Омской области обязанности предоставить истцам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и компенсации расходов на оплату электроэнергии, судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона. В решении приведены нормы материального права, которыми установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки указанной категории граждан.

Относительно довода кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности коллегия считает необходимым отметить, что такое заявление само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина; и в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, и обязанность органа местного самоуправления по предоставлению предусмотренных законом мер социальной поддержки сохраняется, на момент рассмотрения дела нарушение не устранено.

Иные доводы, приводимые в кассационной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана соответствующая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия, полагает возможным согласиться.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Омского районного суда Омской области от 14 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2945/11
Дата принятия: 27 апреля 2011

Поиск в тексте