СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 мая 2012 года Дело N 33-2953/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Моисеевой Л.А.,

Судей областного суда Магденко И.Ю., Пшиготского А.И.,

При секретаре С К.А.,

Рассмотрела в судебном заседании от 23 мая 2012 года дело по иску Маик к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению жилья и возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма,

по апелляционной жалобе Правительства Омской области на решение Одесского районного суда Омской области от 03 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Уточнённые исковые требования Маик к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области об обязывании Правительства Омской области, Министерства образования Омской области предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке, взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворить в части.

Обязать Правительство Омской области, Министерство образования Омской области предоставить Маик , 1992 года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Моисеевой Л.А., пояснения Маик А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Маик А.В. обратился в суд с иском к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области о признании незаконным бездействия по не предоставлению жилья и возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец умер в 2005 году, мать лишена родительских прав в 2008 году. С этого времени и до совершеннолетия он находился в детском доме. По приезде в Одесский район жильё не получил, ранее за ним жилое помещение не закреплялось, в собственности жилого помещения не имеет. Его очередь в регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под № 15.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Омской области, Министерства образования Омской области по не предоставлению ему жилого помещения. Обязать ответчиков приобрести в муниципальную собственность жилое помещение не ниже установленной социальной нормы и предоставить ему вне очереди по договору социального найма. Взыскать с Правительства и Министерства образования Омской области расходы по оплате государственной пошлины в размере * руб.

В судебном заседании Маик А.В. заявленные требования поддержал.

Представитель Правительства Омской области в письменном возражении указал, что привлечение Правительства в качестве ответчика и возложение обязанности по исполнению исковых требований противоречит нормам действующего законодательства.

Представитель Министерства образования Омской области представил суду письменный отзыв, в котором указано, что реализация меры социальной поддержки по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отнесена к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Обеспечение таких лиц жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления и является расходным обязательством местного бюджета. Истец имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди за счёт средств бюджета Омской области только в случае постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 18- летнего возраста и отсутствия закрепленного помещения.

Представители третьих лиц Администрации Одесского муниципального района Омской области и Комитета по образованию Одесского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовали, о слушании дела извещены.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Правительство Омской области просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает, что главным распорядителем бюджетных средств на 2012 год по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями является Министерство образования Омской области, поэтому вывод суда об отсутствии у Министерства полномочий в данной части является неверным. Правительство Омской области не отвечает по обязательствам органов исполнительной власти и не указано в качестве распорядителя бюджетных средств в Законе об областном бюджете на 2012 год.

16.03.2012 г. утвержден и 24.03.2012 г. вступил в силу Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой. В соответствии с п. 2 названного Порядка, уполномоченными органами исполнительной власти по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Однако суд в решении указал, что на день рассмотрения дела такой порядок не разработан и не принят.

Ссылается на нарушение правил подсудности рассмотрения дела, так как в силу ст. 28 ГПК РФ иск следовало подавать в Центральный районный суд г. Омска по месту нахождения Правительства и Минобразования Омской области.

Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", истец имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ему государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение изолированным жилым помещением по норме предоставления.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В преамбуле закона указано, что он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Во исполнение данного закона Законодательным собранием Омской области принят «Кодекс Омской области о социальной защите отдельный категорий граждан» от 04.07.2008 № 1061-ОЗ.

На основании п. 14 ст. 44 приведенного закона состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв м, независимо от состава семьи.

Из материалов дела видно, что истец Маик А.В. родился 1992 г. в селе Благодаровка Одесского района Омской области. Его отец Маик В.И. умер 09.10.2005 г., мать Маик Т.В. лишена родительских прав в отношении сына на основании решения Одесского районного суда Омской области от 02.06.2008 г.

На основании решения жилищной комиссии Одесского муниципального района (распоряжение от 10.07.2008 г.) Маик А.В. поставлен на регистрационный учёт и включен в регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 15.03.2012 г. его очередь в регистрационном списке под № 16.

До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

Собственником какого-либо жилого помещения Маик А.В. не является, с декабря 1992 года зарегистрирован в с. Благодаровка Одесского района.

Таким образом, истец своевременно, до 23-летнего возраста, обратился с просьбой о постановке его на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в жилье, к должностному лицу, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, но по не зависящим от истца причинам до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

При таких обстоятельствах, разрешая исковые требования  Маик А.В., суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для предоставления ему вне очереди жилого помещения на основании Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г.  как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Омской области законность и обоснованность решения суда не опровергают и не могут явиться основанием для его отмены. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, материальный и процессуальный закон применен правильно.

Доводы жалобы об изменении в настоящее время обеспечения реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе реализация мер социальной поддержки таких лиц, которое суд не принял во внимание при вынесении решения, судебной коллегией отклоняются.

В силу статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Согласно статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 21.12.1996 № 158-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в общеобразовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников, по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю: по предоставлению приемных родителем, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.

Законом Омской области от 23.11.2011 № 1407-03 «О внесении изменений в отдельные законы Омской области» в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.12.2011 прекращается передача органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей - сирот.

С 01.01.2012 обеспечение жилыми помещениями детей - сирот производится субъектом Российской Федерации - Омская область самостоятельно в порядке, предусмотренном Правительством Омской области.

16.03.2012 г. Постановлением Правительства Омской области утвержден и 24.03.2012 г. вступил в силу Порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой. В соответствии с п. 2 названного Порядка, уполномоченными органами исполнительной власти по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по предоставлению Маик А.В. жилого помещения на Правительство Омской области и Министерство образования Омской области.

Нарушений норм процессуального права, безусловно влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено. Рассмотрением дела в Одесском районном суде процессуальные права ответчиков не нарушены.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Одесского районного суда Омской области от 03 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка