СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 мая 2011 года Дело N 33-2965/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Зашихиной Н.Г.,

судей Кудря Т.Л., Фетисова В.А.,

при секретаре Скакун К.А.

рассмотрела в судебном заседании 04 мая 2011 года

дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области на решение Калачинского городского суда Омской области от 28.03.2011, которым постановлено:

«Исковые требования Погребняк В.А. к ГУ УПФ РФ в Калачинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии, зачете периода работы в специальный стаж и понуждении к досрочному назначению пенсии удовлетворить.

Признать отказ ГУ УПФ в Калачинском районе Омской области от 18.02.2011 в назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в отношении Погребняк В.А. незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе Омской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости лет досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы Погребняк В.А. в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Горьковского райкома КПСС с 19.01.1988 по 19.03.1989, т.е. 1 год 2 месяца 1 день.

Обязать ГУ УПФ РФ в Калачинском районе Омской области назначить пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности Погребняк В.А. с 15.02.2011».

Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения Погребняка В.А., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Погребняк В.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области, указав, что 15 февраля 2011 года обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. 18 февраля 2011 года заседанием Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в установлении досрочной пенсии по старости по мотиву отсутствия необходимого стажа работы. Полагал отказ ответчика незаконным, просил признать за ним право на пенсию.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признала, полагая его необоснованным.

Представитель МОУ «СОШ №3» требования истца считала подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что период работы Погребняка в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Горьковского райкома КПСС с 19.01.1988 по 19.03.1989 не подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку указанная должность не поименована в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Полагает, что нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 к рассматриваемым отношениям не могли быть применены, так как на дату отмены указанного постановления истцом не было выработано 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа.

В возражениях на жалобу истец просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение отмене не подлежит.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для признания за истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости требовалось установление факта осуществления им не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Отклоняя доводы ответчика, суд правильно указал, что требуемый специальный стаж истцом на момент обращения за назначением пенсии был выработан.

Разрешая спорные правоотношения, суд в соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ верно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценил представленные по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

Материалами дела подтверждено, что в период с 19.01.1988 по 19.03.1989 Погребняк В.А. работал в должности инструктора отдела пропаганды и агитации Горьковского райкома КПСС.

Ответчиком не оспаривалось наличие у истца 24 лет 03 мес. 27 дн. специального педагогического стажа.

Спорный период работы подлежит включению в специальный педагогический стаж работы истца по следующим мотивам.

Постановлением от 29.01.2004 N 2-П Конституционный Суд РФ установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

В связи с этим при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ могут применяться положения Постановления КС РФ от 29.01.2004 N 2-П, определяющие возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 01.01.2002 законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.

Это означает, что исчисление периодов до 01.01.2002, засчитываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, может производиться с учетом правил и норм Закона от 20.11.1990 N 340-1 (ст. ст. 93 и 94 главы VI) и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также то обстоятельство, в какой период времени до 01.01.2002 протекала такая работа, значения не имеют.

Согласно действовавшему в спорный период времени Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. (пункт 1 подп. «а», пункт 4 Положения)

Согласно п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (фактически утратившему силу на территории РФ в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации") работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

В соответствии с п. 1 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях ("Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утв. Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400, извлечения в части вопросов, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации) учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива и др., а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов; в должности заведующего библиотекой горкома или райкома партии в период с 1952 по 1956 г.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

На момент обращения в Пенсионный фонд 15.02.2011 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью стаж работы истца по специальности составил 24 года 03 мес. 27 дн., что превышает 2/3 от 25 лет требуемого педагогического стажа для назначения пенсии.

Таким образом, механизм зачета указанного стажа, предусмотренный п. 4 Положения от 17.12.1959 N 1397, на дату назначения пенсии соблюден.

Условие, установленное п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", о том, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, как следует из материалов дела, не нарушено.

Судом установлено, что Погребняк В.А. 15.08.1985 был принят директором Алексеевской 8-летней школы Горьковского РОНО, 18.01.1988 уволен в связи с переводом инструктором отдела агитации и пропаганды райкома КПСС на основании приказа по РОНО № 8 от 08.02.1988 года, 18.01.1988 утвержден инструктором отдела агитации и пропаганды райкома КПСС, 20.03.1989 освобожден от занимаемой должности в связи с поданным заявлением, 20.03.1989 принят и назначен директором Рощинской средней школы Горьковского РОНО.

Таким образом, выполняемая истцом в спорный период работа подлежала зачету в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет.

С учетом спорного периода работы специальный стаж работы истца составляет более требуемых 25 лет.

Доводы ответчика о том, что по состоянию на дату прекращения действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не соблюдено установленное данным Положением соотношение стажа работы в спорный период с основным педагогическим стажем (не менее 2/3 стажа), безосновательны, учитывая конституционно - правовой смысл положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ.

Правовые основания исковых требований судом установлены верно.

Решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калачинского городского суда Омской области от 28.03.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка