СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 мая 2011 года Дело N 33-2993/2011

г. Омск 04 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего: Иволгиной Н.В..

Судей областного суда: Канивец Т.В., Майера В.Е.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе главы Администрации Большеуковского муниципального района Омской области - Казначеева С.Н. на решение Большеуковского районного суда Омской области от 24 марта 2011года, которым постановлено:

«Требования прокурора Большеуковского района Омской области удовлетворить.

Признать бездействия Администрации Большеуковского муниципального раойна Омской области и МУЗ «Большеуковская ЦРБ» по непредоставлению мер социальной поддержки Гринкевич Г. Г., Белянкиной М. Н., Макаровой С.В., в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения незаконным.

Обязать Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области предоставить Гринкевич Г. Г., Белянкиной М. Н., Макаровой С.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Канивец Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Большеуковского муниципального района Омской области обратился в интересах Гринкевич Г. Г., Белянкиной М.Н., Макаровой С.В. с заявлением о признании незаконным действий Администрации Большеуковского муниципального района Омской области по непредоставлению мер соцподдержки, возложении обязанности по предоставлению таких мер. В обоснование заявления указал, что Гринкевич Г.Г., Белянкина М.Н., Макарова С.В. являются работниками здравоохранения, работают в МУЗ «Большеуковская ЦРБ». С 2009 года им прекращено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг как работникам здравоохранения. Льгота им должна быть предоставлена на основании ст. 36 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Мера социальной поддержки предоставляется из бюджета муниципального района за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Полагает прекращение предоставление такой льготы указанным лицам незаконным.

В судебном заседании прокурор Большеуковского района иск поддержал.

Представители МУЗ «Большеуковская ЦРБ» - Алексеева Т.В. возражала в удовлетворении требований прокурора.

Представитель Администрации Большеуковского муниципального района и Комитета финансов и контроля - Кирсанов Д.В. иск не признал, пояснил, что администрация является ненадлежащим ответчиком. Денежных средств бюджетом на эти цели не предусмотрено. Последний раз компенсации были выплачены за 2008 год за счет субвенций субъекта - Омской области. Администрации муниципального района денежные средства из областного бюджета на реализацию данных мер социальной поддержки не выделялось.

Представитель Министерства финансов Омской области, заинтересованные лица Гринкевич Г.Г., Белянкина М.Н., Макарова С.В. в судебном заседании участия не принимали.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе глава Администрация Большеуковского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для возложения на администрацию обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику в виде компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Действие соответствующих положений Кодекса о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено, муниципальной администрацией аналогичные правовые акты не приняты. Омской областью средства муниципальному району на предоставление мер социальной поддержки не выделяются.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Большеуковского района Омской области Бряндин С.П. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, считает, что доводы представителя ответчика о незаконности постановленного судом решения, являются необоснованными, не соответствующими требованиям законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гринкевич Г.Г., Белянкина М.Н., Макарова С.В. являются работниками МУЗ «Большеуковская центральная районная больница». Учредителем МУЗ «Большеуковская ЦРБ» является Администрация Большеуковского муниципального района Омской области.

Судом установлено, что всем вышеперечисленным лицам в качестве предоставления мер социальной поддержки выплачивались денежные средства в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» по 31.12.2008, что подтверждается информацией МУЗ «Большеуковская ЦРБ». Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

С 2009 года предоставление средств на компенсацию льгот по оплате отопления жилой площади и компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения не осуществлялось.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 59 ЖК РФ имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Федеральным законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ), устанавливается не право, а обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

Статьями 36, 37 Закона Омской области № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе, в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

В силу ч. 4 ст. 55 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 63 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостановлено действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009г. признаны противоречащими федеральному законодательству.

Распоряжением Правительства Омской области № 140-рп от 07.10.2009 «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Законом Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Законом Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.

Пункт 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004года № 122-ФЗ не предполагает отмену прав на получение мер социальной поддержки, приобретенных медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на основании законодательства, действующего до 01.01.2005, а направлена на сохранение этих прав и после указанной даты.


Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан, в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При отсутствии правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из смысла ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 22- ФЗ, направленного на сохранение прав указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в объеме таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует принципам, установленным п.2 ст.153 ФЗ №122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Доводы кассатора об отсутствии финансирования на указанные цели о неправильности постановленного судом решения не свидетельствуют. Отсутствие в Большеуковском МР Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение законных прав указанной категории граждан.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Большеуковского МР Омской области обязанности предоставить истцам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и компенсации расходов на оплату электроэнергии, судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона. В решении приведены нормы материального права, которыми установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки указанной категории граждан.

Иные доводы, приводимые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана соответствующая правовая оценка, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия, полагает возможным согласиться.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Большеуковского районного суда Омской области от 24 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка