СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 мая 2011 года Дело N 33-2996/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего: Иволгиной Н.В.,

судей: Майера В.Е., Канивец Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 04 мая 2011 года дело по кассационной жалобе представителя администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Бабицкой Н.С. на решение Нижнеомского районного суда Омской области от 04 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Удовлетворить исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области.

Признать незаконным бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Осипенко Л.Я. в размерах, установленных ст.ст.36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.

Взыскать с Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области за счет средств казны Нижнеомского муниципального района Омской области в пользу Осипенко Л.Я. в счет компенсации расходов по оплате за отопление и освещение занимаемого жилого помещения 7810 рублей 92 копейки».

Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с иском к Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в интересах Осипенко Л.Я. о признании незаконным бездействия, ссылаясь на то, что Осипенко Л.Я. с 1987 года по настоящее время работает в МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» в должности врача УЗИ. С 2009 года предоставление ей как работнику здравоохранения льгот по оплате коммунальных услуг прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Не предоставление Администрацией муниципального района мер социальной поддержки Осипенко Л.Я. нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права гражданина. Просил признать незаконным бездействие Администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» Осипенко Л.Я. и обязать Администрацию предоставить меры социальной поддержки Осипенко Л.Я. в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 7810 руб. 92 коп.

Помощник прокурора Куренкова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Осипенко Л.Я. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Бабицкая Н.С. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что обязанности по компенсации расходов по оплате отопления работникам здравоохранения из собственных средств Администрация не несет, к компетенции Администрации предоставление мер поддержки не отнесено, средств в бюджете для этого не предусмотрено и не имеется, каких-либо актов муниципального района, устанавливающих меры социальной поддержки медработников, не издавалось.

Представитель МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» в судебное заседание не явился. В отзыве указали, что требования прокурора поддерживают.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Бабицкая Н.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы. Указали на то, что поскольку действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования, то суд не может обязать органы местного самоуправления произвести какие-либо действия по предоставлению таких мер.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого решения суда, не имеется.

Как следует из материалов дела, Осипенко Л.Я. с 2004 года является работником МУЗ «Нижнеомская ЦРБ», где работает в качестве врача ультразвуковой диагностики, а также осуществляет первичную медицинскую помощь гражданам, помощь беременным женщинам и женщинам во время родов. Учредителем муниципального учреждения здравоохранения «Нижнеомская ЦРБ» является Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области.

Судом установлено, что до 31.12.2008 Осипенко Л.Я. в качестве предоставления мер социальной поддержки выплачивались денежные средства в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

С 2009 года предоставление средств на компенсацию льгот по оплате отопления жилой площади и компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения не осуществлялось.

Разрешая заявление, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 59 ЖК РФ имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Федеральным законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции (частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ), устанавливается не право, а обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

Статьями 36, 37 Закона Омской области № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в т.ч. в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

В силу ч. 4 ст. 55 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 63 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостановлено действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 г. признаны противоречащими федеральному законодательству.

Распоряжением Правительства Омской области № 140-рп от 07.10.2009 «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Законом Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и Законом Омской области от 09.12.2010 года № 13131-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.

Пункт 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагает отмену прав на получение мер социальной поддержки, приобретенных медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на основании законодательства, действующего до 01.01.2005, а направлена на сохранение этих прав и после указанной даты.

Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При отсутствии правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из смысла ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, направленного на сохранение прав указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в объеме таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует принципам, установленным п.2 ст.153 ФЗ №122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Доводы кассатора об отсутствии финансирования на указанные цели о неправильности постановленного судом решения не свидетельствуют. Отсутствие в Нижнеомском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение законных прав указанной категории граждан.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области обязанности предоставить Осипенко Л.Я. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и компенсации расходов на оплату электроэнергии, судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона. В решении приведены нормы материального права, которыми установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки указанной категории граждан.

Поскольку судом при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спорного вопроса, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к вынесению незаконного решения не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нижнеомского районного суда Омской области от 04.04.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка