• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 11 июля 2012 года Дело N 33-4102/2012
 

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А., судей областного суда Пшиготского А.И., Чеботаревой Е.А.

с участием прокурора Третьякова С.С.

при секретаре Р О.В.

рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2012 года

дело по апелляционной жалобе Главы Одесского муниципального района Омской области Корнейчика В.Н. на решение Одесского районного суда Омской области от 17 мая 2012 год, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Одесского района в интересах Троян к администрации Одесского муниципального района Омской области об обязании администрации Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» Троян в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года на сумму * копейки, удовлетворить.

Обязать администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» (МУЗ «Одесская ЦРБ») Троян в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 01.01.2009 года по 31.12.2011 года на сумму * копейки».

Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Одесского района обратился в суд с требованием в интересах Троян Г.М., в обоснование которого указал, что истец работает в БУЗОО «Одесская ЦРБ» в должности медицинской сестры. До 2009 года ей предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось. Просил признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Троян Г.М. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, о возложении обязанности на администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО «Одесская ЦРБ» Троян Г.М. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года по 31декабря 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Одесского района-Дизер Е.И. заявленные требования поддержал.

Троян Г.М. в судебное заседание не явилась.

Представитель Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, в материалы дела представлен отзыв, согласно которому администрация возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель БУЗОО «Одесская ЦРБ» в судебное заседание не явился.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе глава муниципального района Корнейчик В.Н. просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, доказывая отсутствие у Администрации Одесского муниципального района полномочий на установление мер социальной поддержки работникам учреждений здравоохранения.

Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Третьякова С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истица Троян Г.М. с 1971 года работает в должности медицинской сестры в БУЗОО «Одесская ЦРБ» (ранее МУЗ «Одесская ЦРБ») по настоящее время.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Одесская центральная районная больница» (в настоящее время БУЗОО «Одесская ЦРБ») является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Одесского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ. Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Статьй 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 г. N 1219-ОЗ (ред. 03.02.2010).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Решение суда соответствует положениям п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.

Отсутствие в Одесском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Учитывая выше изложенные обстоятельства, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что дополнительные обязательства по финансированию мер социальной продержки не приняты.

Ссылки в жалобе на то, что решение вопросов социальной поддержки работником муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения нее отнесено, соответствующие государственные полномочия для разрешения данного вопроса органу местного самоуправления не передавались, не основаны на законе.

В силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (ст. 59 п. 50). Муниципальное учреждение здравоохранения «Одесская центральная районная больница» (в настоящее время БУЗОО «Одесская ЦРБ») является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Одесского муниципального района Омской области.

Не может повлиять на существо решения то обстоятельство, что до 01.01.2009 меры социальной поддержки указанной категории граждан предусматривались законом Омской области.

Оснований для прекращения производства по делу по основаниям ст. 220 ГПКРФ не имеется. Требования о возложении обязанности принять нормативный правовой акт автором жалобы суду на разрешение не ставились, поэтому во внимание судебной коллегии не принимаются.

Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда по делу не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Одесского районного суда Омской области 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Одесского муниципального района Корнейчика В.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-4102/2012
Дата принятия: 11 июля 2012

Поиск в тексте