СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2011 года Дело N 33-4740/2011

Судебная коллегия по гражданским делам

Омского областного суда в составе:

Председательствующего Чукреевой Н.В.

судей областного суда Кочеровой Л.В., Майера В.Е.,

при секретаре Кирилюк З.Л.

с участием прокурора Чердаковой Е.П.

рассмотрела в судебном заседании от 29 июня 2011 г. дело по кассационной жалобе администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 2 июня 2011 г., которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Порш в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ « Русско-Полянская ЦРБ» Порш в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период 2009 - 1 квартал 2011 гг.».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Майера В.Е., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Русско-Полянского муниципального района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Порш А.В. о признании незаконным бездействия администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Порш А.В. в виде права на получение компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Порш А.В. работает в МУЗ ЦРБ Русско-Полянского района в должности с 12.07.2004 г. по настоящее время. До 2009 г. ей, как работнику здравоохранения, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление этих льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Учредителем медицинского учреждения является Русско-Полянский муниципальный район Омской области в лице администрации. Не предоставление Порш А.В. мер социальной поддержки нарушает её права и законные интересы.

В судебном заседании прокурор Бабчинский В.В. требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Порш А.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.

Представитель Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Зяблова Е.Д. в судебном заседании требования не признала, пояснила, что виду отсутствия финансирования нет возможности представлять данную меру социальной поддержки. Полагает, что надлежащим ответчиком является Министерство финансов Омской области.

Представитель МУЗ «Русско-Полянская ЦРБ» Федоренко А.В. в судебном заседании пояснила, что финансирование в настоящее время не осуществляется, полагала обоснованными требования прокурора.

Представитель министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Омской области поддержало изложенные в ней доводы.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Русско-Полянского района просит оставить без изменения решение суда, полагая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Администрации Русскополянского муниципального района Омской области Детцель А.А., поддержавшую жалобу, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, Порш А.В. работает в МУЗ «Русско-Полянская ЦРБ» с 12.07.2004 г. по настоящее время в должности медицинской сестры поликлинического отделения.

Согласно Уставу, утверждённому Постановлением Главы Русско-Полянского муниципального района от 31.01.2011 г. № 13-р, муниципальное учреждение здравоохранения «Русско-Полянская центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем её является Администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области.

Судом установлено и в судебном заседании не оспаривалось ответчиком, что Порш А.В. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств областного бюджета до 2009 г. в соответствии с Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Впоследствии предоставление таких мер было прекращено в связи с приостановлением действия соответствующих положений этого нормативного акта в 2009 и 2010 годах.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № х87-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления»» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

При таких обстоятельствах довод кассатора о том, что положения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004 г., и обязанности соответствующих органов местного самоуправления при установлении новых размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций, обеспечить им сохранение прежнего уровня социальной защищённости.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, и проанализировав нормы материального права, проверив правильного произведенного расчета задолженности, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 г. № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Отсутствие финансирования не освобождает Администрацию Русско-Полянского муниципального района от выполнения данной обязанности. Доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и применены соответствующие нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены решения не имеется.

Доводы жалобы, в том числе об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, для возложения на орган местного самоуправления обязанности издать какой-либо нормативно-правовой акт, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Ошибочное указание наименования ответчика в мотивировочной части решения на законность правильного по существу решения повлиять не может.

Руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

Решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 2 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка