СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 сентября 2012 года Дело N 33-5765/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Крицкая О.В.,

судей областного суда Утенко Р.В., Харламова О.А.,

при секретаре Павленко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2012 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Зубриновой на решение Нижнеомского районного суда Омской области от 02 августа 2012 года, которым постановлено:

«Удовлетворить заявление прокурора Нижнеомского района Омской области.

Признать незаконным бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в части непредоставления мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, работнику МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» Беккер, Беккер.

Взыскать с администрации Нижнеомского муниципального района Омской области за счет средств казны Нижнеомского муниципального района Омской области *** рубля в пользу Беккер, Беккер в качестве компенсации расходов по оплате за отопление и освещение в 2010 - 2011 годах занимаемого ими жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился с заявлением в интересах медицинских работников Беккер, Беккер о признании незаконным бездействия администрации Нижнеомского муниципального района Омской области в части не предоставления мер социальной поддержки и возложении на администрацию обязанности предоставить меры социальной поддержки. Истец указал, что Беккер работал в МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» с августа *** года врачом-хирургом хирургического отделения с нагрузкой 1 ставка, Беккер работала в том же учреждении медицинской сестрой поликлиники с июня *** года с нагрузкой 1 ставка. Плату за отопление, освещение занимаемого ими жилого помещения общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, в 2010 - 2011 годах Беккер и Беккер осуществляли самостоятельно в полном объеме. Их семья состоит из 3-х человек, одним из членов которой является несовершеннолетняя дочь. Компенсация за несение указанных расходов до 31 декабря 2008 года выплачивалась семье Беккер из средств областного бюджета, но с 2009 года предоставление указанных льгот прекратилось, и до настоящего времени льготы не восстановлены. Бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по не предоставлению Беккер, Беккер в 2010-2011 годах мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией РФ и законами РФ права медицинских работников, в связи с чем истец просил обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан Беккер и Беккер в сумме *** руб. *** коп.

Помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова в судебном заседании требования прокурора поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Шкиль возражал против удовлетворения требований прокурора, поскольку, наделив органы местного самоуправления обязанностями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью. Суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт по вопросу организации мер социальной поддержки, так как это является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Представитель БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ», в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, выразив согласие с требованиями, заявленными прокурором.

Беккер и Беккер в судебное заседание не явились, просили рассмотреть иск в их отсутствие.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Нижнеомского МР Омской области Зубрилова просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, нарушающим нормы материального права, поскольку суд не применил закон, подлежащий применению. Ст. 15 Закона № 131-ФЗ не относит к вопросам местного значения муниципального района решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений, федеральный закон, устанавливающий передачу необходимых материальных ресурсов, определяющий размер субвенций на осуществление государственных полномочий РФ по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, в настоящее время отсутствует. Органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Нижнеомского муниципального района Омской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Иванова просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения иска суду не представили.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Как следует из материалов дела, Беккер с августа *** года и по настоящее время работает в должности врача-хирурга хирургического отделения МУЗ «Нижнеомская ЦРБ» (с 01 января 2012 г. БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ») с нагрузкой на полную ставку, Беккер с июня *** года и по настоящее время работает в должности медицинской сестры поликлиники с нагрузкой на полную ставку.

До 31.12.2008 года им, как работникам здравоохранения, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств областного бюджета.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в заявленный прокурором период (с октября по декабрь 2011 года) такие выплаты ей не производились.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения осуществляются органами местного самоуправления.

Статьей 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее - Кодекс Омской области), в редакции действовавший до 01.01.2012 года, т.е. в спорный период, установлены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений.

Статьей 36 Кодекса Омской области установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2).

Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3).

Действие статьи 36 Кодекса Омской области, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ (ред. от 03.02.2010 г.).

Статьей 37 Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Кодекса Омской области указанные полномочия переданы Омской областью на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области.

Действие статьи 37 Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года, с 1 января по 31 декабря 2010 года и с 1 января по 31 декабря 2011 года соответственно Законами Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ, от 29.12.2009 года № 1219-ОЗ и от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ.

Проанализировав приведенные положения закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии у органов местного самоуправления обязанности предоставлять в указанный срок меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, и проживающих в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

При этом приостановление действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, в частности работников муниципальных учреждений здравоохранения, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Как следует из материалов дела, в спорный период «Нижнеомская ЦРБ» являлось муниципальным учреждением здравоохранения, её учредителем выступала Администрация Нижнеомского муниципального района.

Учитывая, что в ходе разбирательства дела было установлено наличие у истцов гарантированного федеральным законодательством и ст. 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, действовавший в редакции до 01.01.2012 года, права на получение мер социальной поддержки в виде оплаты отопления и освещения жилого помещения как работника медицинского учреждения, расположенного в сельской местности, принимая во внимание определение Верховного Суда РФ от 28.10.2009 года, которым положения областного законодательства, приостанавливающие действие норм о предоставлении названных мер социальной поддержки были признаны несоответствующими федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия Администрации Нижнеомского района Омской области незаконным, обязании предоставить Беккер и Беккер меры социальной поддержки.

Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, поскольку отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчика от предоставления мер социальной поддержки.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, обжалуемое решение суда прав администрации Нижнеомского муниципального района Омской области не нарушает, отсутствие финансирования само по себе не освобождает от предоставления таких мер, довод жалобы заявителя в указанной части отклоняется как несостоятельный, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, верно применил специальный закон, его регулирующий.

Расчет стоимости подлежащих возмещению Беккер и Беккер расходов в размере *** рублей *** копеек стороной ответчика не оспорен.

Поскольку при рассмотрении иска судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуального законодательства, оснований для отмены судебного решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижнеомского районного суда Омской области от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Нижнеомского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка