• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 26 сентября 2012 года Дело N 33-5777/12
 

Судебная коллегия по гражданским делам

Омского областного суда в составе:

председательствующего Патрахина И.В.

судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Майера В.Е.

при секретаре Нечаевой А.Л.

рассмотрела в судебном заседании от 26 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Главное управление государственной службы занятости населения Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 5 июля 2012 г., которым постановлено: «Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» организовать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной законодательством квотой для инвалидов.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» организовать специальное рабочее место в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В остальной части заявленных требований Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области отказать за необоснованностью.

Взыскать с ООО «Лузинское молоко» в доход местного бюджета госпошлину в сумме ____».

Заслушав доклад судьи областного суда Майера В.Е., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко», указав, что в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 30 ноября 2011 года № 160-рк Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» (далее - организация). Период проведения проверки с 26 декабря 2011 года по 23 января 2012 года. В ходе проведения проверки организации установлено следующее: 1) среднесписочная численность работников организации составляла 378,8 единиц; 2) размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составлял 11 единиц; 3) в организации работало 4 инвалидов; 4) специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен.

По результатам проверки организации уполномоченным должностным лицом Главного управления выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 23 января 2012 года № 247 по двум нарушениям: 1) несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов; 2) неисполнение обязанности по созданию (выделению) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

В установленный срок, к 26 марта 2012 года, предписание организацией исполнено не было.

Принимая во внимание, что ответчик не выполняет требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», просит: 1) обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов; 2) обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, и принять на него инвалида.

В судебном заседании представитель истца Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Тарабанов А.И. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Лузинское молоко» Бакаев Ю.Ю. исковые требования не признал в полном объеме, ссылаясь на то, что квоты на каждый день не могут быть обеспечены. Данные в отношении инвалидов являются персональными. Предприятие не имеет данных об инвалидах для того, чтобы обеспечить трудоустройство конкретного лица. К тому же лица не обладают необходимыми навыками выполнения определенной работы, и необходимо их профессиональное обучение.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Главного управления государственной службы занятости населения Омской области по доверенности Тарабанов А.И. просит решение суда отменить в части, считает его незаконным и необоснованным, и ссылается на нарушение судом норм материального права, указывая, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на ответчика по приему инвалидов в нарушении положений п. 7 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

Проверив материалы дела, заслушав представителя Главного управления государственной службы занятости населения Омской области по доверенности Тарабанова А.И., поддержавшего жалобу, представителя ответчика ООО «Лузинское молоко» Бакаева Ю.Ю., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены постановленного решения.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 327.1 Гражданско-процессуального Кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

На основании п.2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда - установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4процентов).

На основании ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

На основании ст.24 этого же Закона Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 года № 177, Главное управление является органом исполнительной власти, осуществляющим надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости).

Согласно ст. 8 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 30 ноября 2011 года № 160-рк Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко». Период проведения проверки с 26 декабря 2011 года по 23 января 2012 года.

В ходе проведения проверки организации установлено следующее: 1) среднесписочная численность работников организации составляла 378,8 единиц; 2) размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составлял 11 единиц; 3) в организации работало 4 инвалидов; 4) специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен.

По результатам проверки организации уполномоченным должностным лицом Главного управления выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 23 января 2012 года № 247 по двум нарушениям: 1) несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов; 2) неисполнение обязанности по созданию (выделению) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

Однако предписание организацией исполнено не было.

Указанное предписание ответчик обжаловал в суде, при этом решением Центрального районного суда г.Омска от 8.12.2011 г. в удовлетворении требований о признании предписания незаконным было отказано (л.д. 25-29).

По информации казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Омского района» среднесписочная численность работников организации по состоянию на 31 мая 2012 года составляет 382,7 единиц, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 11 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 5 единиц. Специальное рабочее место не создано и инвалид на данное рабочее место не принят.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению казенных учреждений службы занятости населения Омской области, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что своим бездействием ООО «Лузинское молоко» нарушает право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов, при этом каких-либо допустимых доказательств того, что с учетом специфики рода деятельности организации невозможно создать или выделить места для инвалидов, ответчик суду не представил.

Ссылки жалобы на то обстоятельство, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на ответчика по приему инвалидов в нарушении положений п. 7 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», судебная коллегия считает несущественными, т.к. по смыслу указанной статьи заявленные требования являются единым механизмом по выполнению обязанности квотирования рабочих мест, в частности, - создание указанных мест, а впоследствии, и прием на него инвалидов.

Суд, удовлетворяя заявленные требования об обязании ответчика создать рабочие места для инвалидов, ошибочно и преждевременно обсудил вопрос об отказе о приеме на работу, т.е. фактически разрешил вопрос о об одной из стадий исполнения решения суда.

В указанной связи реализация требования о приеме на работу возможно в стадии исполнения постановленного решения, а в случае отказа ответчика после создания рабочих мест для инвалидов принять их на работу, т.е. исполнить требования по квотированию мест, истец не лишен права на подачу соответствующего иска.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает в указанной части решение законным и обоснованным, при этом считает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения ошибочное суждение суда об отказе в удовлетворении данной части заявленных требований.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ оценил представленные по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорное правоотношение

Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену постановленного решения, судебной коллегией также не усматривается, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Омского районного суда Омской области от 5 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения следующее суждение суда: «В остальной части заявленных требований Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области отказать за необоснованностью».

Председательствующий:

Судьи областного суда:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5777/12
Дата принятия: 26 сентября 2012

Поиск в тексте