СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 августа 2011 года Дело N 33-5787/11

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Мотрохова А.Б.,

судей областного суда Алешкиной Л.В., Иволгиной Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 03 августа 2011 года дело по кассационной жалобе представителя ответчика в лице начальника ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Трещилина О.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23.06.2011, которым постановлено:

«Исковые требования Шабалкина Ю.П. удовлетворить.

Признать за Шабалкиным Ю.П. с 16.11.2010 года право на досрочную пенсию по старости.

Обязать ГУ УПФ РФ в ЦАО г.Омска включить Шабалкину Ю.П. в специальный стаж период военной службы с 03.01.1984 года по 13.11.1985 года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в ЦАО г.Омска в пользу Шабалкина Ю.П. судебные расходы … рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Алешкиной Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шабалкин Ю.П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в ЦАО г.Омска, указав, что работает свыше 25 лет по профессии артист оркестра, играющий на духовом инструменте - флейта. При обращении 16.11.2010 к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.21 п.1 ст. 27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001, ему было отказано, при этом в специальный стаж не были включены: период службы в армии с 03.01.1984 по 13.11.1985 (по военному билету), с 02.01.1985 по 13.11.1985 (по учетно-послужной карточке) в должности музыканта оркестра.

Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным, просил обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения пенсии вышеуказанные периоды, назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 16 ноября 2010 года, а также взыскать с ответчика …. рублей в качестве возмещения судебных расходов, понесенных за оплату услуг нотариуса и оплату госпошлины.

В судебном заседании истец Шабалкин Ю.П. и его представитель Мельничук С.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Дегтеренко М.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что согласно военного билета Шабалкин Ю.П. проходил службу в рядах Советской армии в должности музыканта, данный период в должности музыканта оркестра не может быть зачтен в специальный стаж, так как специальность «музыкант» Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.081991 №447, не предусмотрена.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска Трещилин О.А. не соглашается с решением в части включения в специальный стаж периода военной службы истца с 03.01.1984 года по 13.11.1985 года. Просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, ссылаясь при этом на доводы, приводимые в судебном заседании.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по возрасту, а также в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально- зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.

Как следует из пункта 2 вышеуказанного постановления в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Шабалкин Ю.П. в период с 03.01.1984 по 13.11.1985 проходил срочную военную службу, с 02.01.1985 по 13.11.1985 - по специальности - музыкант в оркестре управления внутренних войск МВД СССР по Казахской ССР и Киргизской ССР в/ч 7552.

В период прохождения истцом военной службы действовало Постановление Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 года № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов».

Пунктом 2 данного постановления было предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для артистов оркестра, играющих на духовых инструментах, при стаже работы на сцене не менее 25 лет.

Согласно п. 3 указанного постановления в стаж творческой работы артистов театров, других театрально-зрелищных предприятий и музыкальных коллективов включается время пребывания их в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах при условии, если не менее двух третей стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в должностях, дающих право на эту пенсию.

В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 указанное постановление действовало до 01 октября 1993 года.

При оценке прав истца на досрочную пенсию суд исходил из правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 в соответствии с которой у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Положения ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствуют оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При оценке пенсионных прав граждан применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа , в т.ч. стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для установления и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исходя из изложенного, суд первой инстанции, правильно пришел к выводу, что по ранее действующему законодательству период прохождения военной службы истца подлежит включению в специальный стаж, независимо от того, проходил ли он службу по специальности или нет, поскольку продолжительность специального стажа истца, за исключением спорных периодов, составляет, как следует из протокола заседания комиссии, 23 года 02 месяца 26 дней, то есть на момент обращения за назначением пенсии у истца имеется не менее 2/3 специального стажа, приходящихся на работу в должностях, дающих право на досрочную пенсию.

С учетом вышеизложенного, суд обоснованно счел возможным обязать ответчика включить в специальный стаж истца период прохождения им службы в армии с 03.01.1984 по 13.11.1985, поскольку при включении спорного периода специальный стаж истца превысит требуемый стаж в 25 лет, суд правомерно постановил решение о признании за истцом права на досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии.

Поскольку соответствующие доводы, приводимые в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении суда приведены мотивы, по которым они отклонены, с которыми судебная коллегия полагает возможным согласиться, коллегией они отклоняются.

Доводы жалобы в части несогласия с решением в части взыскания с ответчика в пользу истца в порядке ст.98 ГПК РФ расходов на нотариальное оформление доверенности представителя обоснованными признаны быть не могут, поскольку материалами дела не подтверждено, что указанные расходы понесены истцом не в связи с настоящим делом, а для иных целей.

Судом постановлено законное и обоснованное решение, нарушений норм материального и процессуального права, не установлено, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка