• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 16 ноября 2011 года Дело N 33-8492/2011
 

г. Омск 16 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего: Крицкой О.В.

Судей областного суда: Цериградских И.В., Канивец Т.В.,

при секретаре: Ильинич Е.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации Таврического муниципального района Омской области Пунда И.И. на решение Таврического районного суда Омской области от 21 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации Таврического муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Карабалиной Г.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Карабалиной Г.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года.»

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Канивец Т.В., выслушав прокурора отдела прокуратуры Омской области Жигалову Т.М., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Таврического муниципального района Омской области обратился в суд в интересах Карабалиной Г.В. с иском о признании незаконным бездействия Администрации Таврического муниципального района Омской области по непредоставлению ей мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязании ее предоставить указанные меры социальной поддержки медицинскому работнику Карабалиной Г.В. с 1 января 2009 года.

В обоснование иска указал, что Карабалина Г.В. работает в МУЗ «Таврическая ЦРБ» в должности _____ по настоящее время. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление льгот прекратилось. Непредоставление администрацией мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации права Карабалиной Г.В.

В судебном заседании помощник прокурора Бубнович Ю.А. иск поддержала.

Представитель Администрации Таврического муниципального района Омской области Пунда И.И. заявленные требования не признал. Пояснил, решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района ст.15 Закона №131-Ф3 не отнесено, поэтому такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, которые, начиная с 2009 года не предоставлялись. Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью.

Дело рассмотрено в отсутствие Карабалиной Г.В., представителей МУЗ «Таврическая ЦРБ» и Министерства финансов Омской области.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации Таврического муниципального района Омской области Пунда И.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, в настоящее время отсутствуют положения федерального закона, предусматривающие передачу материальных и финансовых средств на осуществление государственных полномочий, истец в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась в связи с чем у Администрации отсутствовала обязанность в совершении каких-либо действий.

В отзыве на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. поддерживает доводы кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, Карабалина Г.В. работает в МУЗ «Таврическая ЦРБ» в должности __, проживает по адресу: Омская область, Таврический район, ___, ул. __, д.__ кв.__. Совместно с ней проживают: __ К.М.К., __ К.Т.М., __ П.А.С., __.

МУЗ «Таврическая ЦРБ» относится к муниципальной системе здравоохранения и является некоммерческой организацией. Учредителем учреждения является Администрация Таврического муниципального района Омской области.

Как видно из материалов дела, основанием для обращения в суд послужило то, что с 01.01.2009 года Карабалиной Г.В. не предоставляется компенсация расходов по оплате отопления жилой площади и компенсация расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Поскольку ранее Карабалиной Г.В. указанные компенсации были назначены и до 01.01.2009 года выплачивались, права нарушены именно фактом непредоставления указанных компенсаций, а необходимость ее дополнительного обращения к Администрации Таврического муниципального района Омской области отсутствовала.

В связи с этим, указание в жалобе на то, что истица в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась, поэтому у Администрации отсутствовала обязанность в совершении каких-либо действий, судебной коллегией во внимание не принимается.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

Согласно указанной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

При таких обстоятельствах довод о том, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо принятого решения повлиять не может.

Согласно п.п. 3,4 ст.37 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в редакции закона Омской области от 24.11.2008 № 1104-03 Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируется порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. Законом Омской области от 24 ноября 2008 г. № 1093-ОЗ.

Действие статьи 37, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-ОЗ (ред. 03.02.2010).

Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 года Законом Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, установленных Законом Омской области. Меры должны предоставляться с учетом действующего законодательства.

Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ.

Ссылка кассатора на то, что в бюджет Таврического муниципального района Омской области субвенции на реализацию мер социальной поддержки не направлялись, отсутствие необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17 июня 2004 г. № 12-П и от 15 мая 2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Довод об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов кассационной жалобы.

При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 361- 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Таврического районного суда Омской области от 21 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-8492/2011
Дата принятия: 16 ноября 2011

Поиск в тексте