СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 ноября 2011 года Дело N 33-8493/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей областного суда: Моисеевой Л.А., Кутыревой О.М.,

при секретаре: Степанчиковой М.В.,

рассмотрела в судебном заседании 16 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Администрации Таврического муниципального района Омской области Коновалова В.П. на решение Таврического районного суда Омской области от 21 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации Таврического муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Рябиковой Н.С. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию Таврического муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Рябиковой Н.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 1 января 2009 года».

Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Таврического муниципального района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Рябиковой Н.С. к Администрации Таврического муниципального района Омской области, указывая, что Рябикова Н.С. с - года по настоящее время работает в МУЗ «Таврическая центральная районная больница» в должности - участковой больницы. До 2009 года ей, как медицинскому работнику муниципальной системы здравоохранения, предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление льгот прекратилось. Непредоставление Администрацией района мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации права Рябиковой Н.С.. Просил признать незаконным бездействие Администрации Таврического муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Рябиковой Н.С. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки Рябиковой Н.С. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с 01.01.2009г.

В судебном заседании помощник прокурора Бубнович Ю.А. исковые требования поддержала.

Рябикова Н.С. в судебном заседании участия не принимала.

Представитель Администрации Таврического муниципального района Омской области Коновалов В.П. исковые требования не признал, поскольку решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, поэтому такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями. Финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, которые, начиная с 2009 года не предоставлялись. Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью.

Представитель МУЗ «Таврическая ЦРБ» в судебном заседании участия не принимал. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и согласился с исковыми требованиями.

Представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. в судебном заседании участия не принимал. В письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие. Посчитал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку истек срок исковой давности, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения, льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. У Омской области отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, не определен объем льгот, не доказан состав бездействия, полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с РФ.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации Таврического муниципального района Омской области Коновалова В.П. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо установлены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указывает на то, что федеральный законодатель, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Работник муниципального учреждения здравоохранения в орган местного самоуправления за предоставлением соответствующих мер социальной поддержки не обращался и в решении суда не определен объем их предоставления.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. поддерживает изложенные в ней доводы и собственные доводы, приведенные в ходе рассмотрения дела.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Жигаловой Т.М., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Рябикова Н.С. с - года является работником МУЗ «Таврическая ЦРБ» в должности - участковой больницы, проживает в р.п. - - района Омской области.

Согласно уставу, утвержденному Постановлением Главы муниципального образования «Таврический район» Омской области от 25.04.2005г. № 559, МУЗ «Таврическая ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем учреждения выступает муниципальное образование «Таврический район» в лице Администрации муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г., а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции: ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу определена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).

Согласно пунктам 3, 4 ст. 37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В связи с чем, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждения здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых финансовых средств.

Действие ст. 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01.01. по 31.12.2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. № 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010г.).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие ст. 37 приостановлено с 01.01. по 31.12.2009г. Законом Омской области от 24.11.2008г. № 1093-ОЗ, с 01.01. по 31.12.2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. № 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010г.), с 01.01. по 31.12.2011г. Законом Омской области от 09.12.2010г. № 1313-ОЗ.

Вместе с тем, установленные законом Омской области меры социальной поддержки работников работающих в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета, не могут быть приостановлены, поскольку указанное предполагает фактически отмену социальных мер поддержки, и данное обстоятельство не может освобождать органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

С учетом изложенного выше, доводы кассационной жалобы о том, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, не могут быть приняты во внимание.

Отсутствие нормативного правового акта муниципального уровня, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освободить органы местного самоуправления от возложенной на них законодательством обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

Обстоятельство того, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, субвенции на указанные меры социальной поддержки не направлялись, не может быть учтено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17.06.2004г. № 12-П и от 15.05.2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Доводы кассационной жалобы о том, что работник муниципального учреждения здравоохранения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении рассматриваемых мер социальной поддержки не обращался, не опровергает правильности выводов суда.

Отсутствие факта обращения Рябиковой Н.С. не означает, что решение судом вынесено преждевременно, учитывая позицию Администрации Таврического муниципального района Омской области по настоящему делу и доказанный факт прекращения представления мер социальной поддержки с 2009 года.

Ссылки в жалобе на то, что суд не определил объем предоставления мер социальной поддержки, не указывает на то, что исковые требования заявлены неправомерно, кроме того такой объем определяется в общем виде приведенными в решении суда нормативными актами.

Конкретный объем предоставления мер социальной поддержки Рябиковой Н.С. подлежит определению с учетом фактически понесенных расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения в виде их компенсации.

Суд верно определил обстоятельства имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Таврического районного суда Омской области от 21 сентября 2011 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Таврического муниципального района Омской области Коновалова В.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка